ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В ЦЕНТРЕ «СОСНОВЫЙ БОР»

Основной целью работы отдела ЛФК   является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков,  формирование  ответственности за свое здоровье.

В  Центре  создана инновационная программа по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей», над выполнением которой работает  коллектив. В результате этой работы в Центре  создана оздоровительно – воспитательная система, т.е. оздоровительная работа планомерно и системно вливается в образовательную деятельность.

В соответствии с оздоровительными программами и технологиями в течение всего срока заезда в каждой  группе проводятся  занятия по лечебной физической культуре,  лечебный ручной  массаж и  массаж на аппарате «ОРМЕД»

Основными средствами лечебной физкультуры являются – физические упражнения:  дыхательная гимнастика, коррекционные упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, массаж и самомассаж; здоровьесберегающие технологии: «су-джок» – терапия (массаж пальцев – колечками, рефлекторных зон кистей стоп – шариками). На занятиях используется различный спортивный инвентарь: степ платформа «Тривес», гимнастические палки, мячи фитбол, гантели, эспандеры, гимнастические диски (с магнитами), массажеры: массажная балансировочная подушка, массажные валики, массажные мячи, массажные дорожки, тренажеры простого типа и сложного устройства. Занятия ЛФК проводятся в неделю пять раз, по нозологическим группам в зале ЛФК и кабинете механотерапии.

Занятия состоят из 3-х частей: разминка, основная часть и заключительная.

1 этап: разминка

Задачи данного этапа:

  1. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
  2. Повышение эмоционального тонуса детей.
  3. Воспитание стремления заботиться о собственном организме.

Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:

  1. Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.
  2. Ходьба по массажным дорожкам
  3. Упражнения в разных видах ходьбы и бега.
  4. Упражнение на тренировку дыхательной мускулатуры грудной клетки.
  5. Комплекс ритмической гимнастики, которая способствует укреплению мышечного корсета, улучшает координации движений, развивает гибкость. Все упражнения дети выполняют сидя на гимнастических ковриках на полу, в сопровождении аудиозаписи. Комплекс гимнастики состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением.

Этап разминки готовит организм к более интенсивным нагрузкам во 2 –м основном этапе.

На данном этапе решаются следующие задачи:

  1. Усиление мышечного корсета; увеличение силы и выносливости мышц.
  2. Приобретение спортивных навыков: выносливость, гибкость, ловкость.
  3. Формирование интереса к занятиям на тренажёрах.

На данном этапе, как один из вариантов,  используется метод «круговой тренировки». Количество тренажеров, используемых на занятиях, зависит от количества детей. Тренажеры подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например: «Гребля» – «Вертушки» – «Велотренажер» – «Велоэргометр»  –  «Беговая дорожка»  –  «Многофункциональный тренажер»  –  Фитбол  –  массажные мячи).

Во время тренировки  определяется индивидуальная нагрузка, отслеживается самочувствие и выполнение правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя – сидя), замены тренажера. («Гребля» – диск «Здоровье»).

При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам     проводится упражнение на расслабление из положения лёжа с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.

После 8 упражнений на тренажерах  используется комплекс  упражнений на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.

В заключительной части, решаются следующие задачи:

  1. Укрепление опорно – двигательного аппарата; улучшение координации движений.
  2. Снижение тонуса мышц, массаж верхних и нижних конечностей, всего тела.
  3. Снижение эмоционального напряжения;
  4. Воспитание чувства ответственности  к своему здоровью.

Дети выполняют самомассаж пальцев, кистей рук, стоп с использованием массажных шариков – «су-джок» терапия. Это массаж, в основе которого лежит метод воздействия на биологически активные точки (БАТ), или точки акупунктуры, которые находятся на поверхности тела человека. Воздействие на них может не только вылечить болезнь, но и предотвратить её возникновение. Взаимодействовать можно с помощью массажных колечек, палочек, мячиков, звездочек или природных семян, камешков.

Для самомассажа используются массажные мячи, массажные валики.

Занятие заканчивается ходьбой  по массажным дорожкам с целью стабилизации нервного напряжения.

Таким образом занятия ЛФК дают возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений, тренажеров на формирование правильной осанки, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на  их здоровье.

В перспективе  мы планируем оснащение   комнаты ЛФК  новым оборудованием: приобретение  тренажеров, оборудования для цветотерапии, мягких модулей для комфорта  и безопасности детей,  пополнения фонотеки для музыкотерапии.

 И как сказал  ученый С. Я. Эйнгорн: «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».

                                                                                 Врач ЛФК и СМ                     Местникова  А.В.

Яндекс.Метрика