ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. КАК СФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКА ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

Почему школьники не хотят учиться, выполнять домашние задания и когда пропадает интерес к познаниям?

В современном мире, где множество разнообразия информации (телевидение, интернет, радио и т.д.), развлечений (компьетрные игры, социальные сети,  разнообразие гаджетов и т.п), система образования встречает серьезную конкуренцию. Вместо того чтобы с интересом учиться на уроках и познавать мир, все больше детей хотят оставаться дома за компьютером, телевизором или во время урока вместо того чтобы слушать учителя, смотрят в свой телефон с выходом в интернет.

Чтобы разобраться в сложившейся обстановке, для начала вспомним, что такое мотивация и откуда она возникает. Мотива́ция — это побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность и активность. Мотивация зарождается нашими потребностями и интересами.

Мотивация к обучению – познавательный интерес – величина не постоянная, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. Познавательный интерес присущ ребенку изначально. Найти то, что по настоящему интересует ребенка, раскрыть, увидеть точки соприкосновения ребенка с учебными предметами, которые есть в классе задача не только учителя, но и каждого родителя который хочет воспитать в своем ребенке образованного человека.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы.

Причина № 1: Если в семье ценности ориентированы только на внешний  результат – оценки, грамоты и т.п., а на познания и знания, взрослыми, особого внимания не уделяется. Другими словами, если потребность в познаниях в семье не актуальна.

Решение: Родитель со своим ребенком тесно взаимосвязаны, дети видят и повторяют поведение своих родителей и окружающих взрослых. Обратите внимание на то, насколько принято у вас дома в кругу семьи быть умным, пополнять свои знания, расширять свой кругозор, обсуждать и делиться своими новыми знаниями? Если в вашей семье нет таких правил и традиций, вы можете их внести. Проявляйте интерес к пройденным в школе темам, обсуждайте с ребенком изучаемые вопросы. Спрашивайте у ребенка, что интересного сегодня было в школе, какую тему проходили, что ему понравилось, как он себя чувствует… Рассказывайте детям что интересного вы узнали, какие научные факты и темы вас интересуют и т.п.

Важно дополнительно стимулировать интерес ребенка по темам, которые они проходят в школе. Например: если в классе по биологии изучали тему паукообразные, то родители дома вместе с ребенком могут посмотреть видеоролики на данную тему, почитать дополнительную литературу, энциклопедии и т.п. Или ребенку нравится техника — устраивайте экскурсии в музеи, в гараж, на стройку покупайте соответствующую литературу и игры. Старайтесь делать все, чтобы у него было разнообразие в изучении темы. Ищите, где и как он сможет применить свои знания и получить от этого удовлетворение…

Причина № 2: Если ребенок не может справиться с требованиями учителя и учебной программы в целом или отдельного предмета, то у него пропадает интерес к обучению и возможно даже он начинает избегать неприятной ситуации обучения.

Решение: В таких случаях ребенку требуется наставничество и помощь взрослого. Если родители сами не могут помочь ребенку в освоении темы или предмета, то  есть возможность обратиться к услугам репетитора.

Причина № 3: Нежелание учится, может возникнуть из-за повышенной нагрузки, не соответствующей возрасту ребенка. Дети 5-6 часов проводят в школе, придя домой сидят за домашними заданиями. И так день за днем, четверть за четвертью.

Решение: Полноценный отдых не только важная  составляющая здоровья ребенка, но еще положительно влияет на школьную мотивацию. Учитывая то, что структуры мозга, особенно лобные (отвечающие за планирование и контроль поведения) созревают лишь к 12—15 годам, для ребенка заставлять себя долго сидеть, длительно концентрировать внимание  бывает трудно и утомительно. По этим же причинам, детям, особенно с гиперактивностью, легко возбудимым трудно успокоится, отдохнуть и расслабится.

Чтобы помочь ребенку отдохнуть физически, успокоить нервную систему, эффективны телесный контакт, массаж. Обычно дети любят такие процедуры. Во время телесных контактов, когда родители обнимают, поглаживают, дети чувствуют свою ценность, важность. Это  и эмоциональная поддержка ребенка. Процедура массажа создает возможность полежать, успокоится, расслабиться.

Причина № 4: Если есть сложности во взаимоотношениях с учителем и ребенком. Причины могут быть разные, например: если методы обучения учителя не подходят индивидуально – личностным особенностям ребенка.

Решение: В таких случаях рекомендуется установить открытые и доверительные отношения с учителем и родителем, постараться объединить усилия для успеха ребенка, найдя в учителе союзника в общем деле. Вы можете интересоваться требованиями и ожиданиями учителя от детей, от вашего ребенка в частности, как учителю видится успех вашего ребенка, что для этого нужно сделать родителю. Вы можете с учителем поделиться вашими переживаниями по поводу воспитания и обучения ребенка, можете рассказать что вы делаете для того чтобы ребенок старался и хорошо учился.

Яндекс.Метрика