Доклад Татариновой С.С., министра образования Республики Саха (Якутия) “Эффективный контракт и механизмы его введения”

Уважаемые участники совещания, коллеги!

Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. Одним из ключевых направлений государственной социальной политики на сегодняшний день является развитие педагогического кадрового потенциала.

В своей программной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Владимир Владимирович Путин обратил внимание на необходимость выхода на эффективный контракт с педагогическими работниками. Эффективный контракт – это не простое повышение оплаты труда педагогов, а реально работающая «увязка» заработной платы с качеством и результатами педагогической работы.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года в раскрытие принципов эффективного контракта Президент России отметил: «…ошибочно представлять программу кадрового развития как простое повышение зарплат по принципу всем сестрам по серьгам, то есть всем поровну, без учета квалификаций и реального вклада каждого работника. В каждой организации (медицинской, образовательной, научной) должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления».

Поэтому исключительно важно понимание целей введения эффективного контракта каждым руководителем и работником системы образования. Как известно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2012 года № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы. Программа направлена на создание новой системы трудовых отношений на основе эффективного контракта.  На федеральном уровне разработаны методические рекомендации по разработке показателей деятельности образовательных организаций, проводится широкое общественное и профессиональное обсуждение введения эффективного контракта.

Ресурсы, которые сегодня имеет каждая образовательная организация, дают возможность управлять развитием образования и должны основываться на идее и принципах эффективного контракта. Подчеркну, в каждом конкретном случае необходимо учитывать условия, в которых работает образовательная организация, ее коллектив. Так, для школы, которая учит «трудных подростков», важно, чтобы ученики нашли себя в жизни, правильно выбрали профессию. Общественный совет такой школы может предложить поощрять в рамках эффективного контракта тех учителей, которые эффективно занимаются профориентационной деятельностью. А школы, работающие с одаренными детьми, могут использовать надбавки за подготовленных победителей олимпиад.

Ключевая особенность эффективного контракта –  это конкретизация условий, в которые входят трудовая функция работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. В свою очередь, подробное описание в трудовом договоре должностных обязанностейработника и критериев, обусловливающих получение  выплаты в том или ином размере, определяет другую особенность эффективного контракта – ясный механизм формирования заработка.

Единство подхода к разработке и реализации идеи эффективного контракта формируется с учетом предпочтений и ожиданий населения в отношении показателей и критериев качества. Планом мероприятий («Дорожной картой»), утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2013 года № 448-р, определены  общие показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, связанные с решением ключевых задач развития социальной сферы. Для дошкольного образования основной показатель – это доступность детских садов для детей от 3 до 7 лет, для школ – результаты ЕГЭ, для дополнительного образования – охват детей.

Какая ситуация на сегодня?

23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России в докладе министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Викторовича Ливанова Республика Саха (Якутия) названа среди 17 регионов, где наиболее высокая очередность в детские сады детей от 3 до 7 лет (в Якутии – 19,3% от общего количества детей данного возраста). Эта проблема является для нас одной из ключевых. В 2012 году в республике создано 2861 дополнительное место, в 2013 году – 3776 мест. Однако эти темпы не позволят решить проблему. План 2014 года – 6560 мест, 2015 года – 7620 мест.

По итогам 2013 года в республике отношение среднего балла единого государственного экзамена в 10 процентах школ с лучшими результатами  ЕГЭ к среднему баллу единого государственного экзамена в 10 процентах школ с худшими результатами составляет 1,5 по русскому языку (то есть разница в четверть); 1,9 – по математике (то есть разница в 2 раза). Особенно неудовлетворительные результаты мы имеем по математике. При среднем балле по Российской Федерации по математике 51,7, в Республике Саха (Якутия) средний балл по математике – 41,7 и этот показатель держится стабильно уже несколько лет (2009 – 41,4; 2010 – 41,8; 2011 – 40,7; 2012 – 39,1; 2013 – 41,7).

Показатели охвата дополнительным образованием выше среднероссийских: 56,4 % от общего числа обучающихся в республике при среднероссийском 42%. В тоже время в республике наблюдается снижение количества учреждений дополнительного образования и количества занимающихся детей (от  81712 до 75 932 или 60% в 2011 году и 56% в 2012 году). За последние два года снизилось число детей, занимающихся в детских объединениях технического направления, которое является наиболее перспективным и необходимым. В 2010 году – 8 851, в 2012 году 4 472 детей занимались техническим творчеством.

Повышение качества образования невозможно без закрытия вакансий и привлечения в отрасль молодых кадров. На 1 октября 2013 г. численность педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников общеобразовательных организаций составила 33,6%, в то время как в 2012 году этот показатель составлял 34,03%. Налицо тенденция снижения данного показателя. Он имеет большой разброс по улусам. Так, в Алданском районе он составляет 18,3%, п. Жатай – 22,03%, г. Якутске – 27,9%, а в Момском улусе – 48,7%, Анабарском улусе – 46,4%. Учредителям, работодателям необходимо реализовать дополнительные меры по привлечению специалистов как молодых, так и опытных. Например, в Анабарском улусе для привлечения опытных педагогов технических дисциплин заключены четырех сторонние договоры между педагогом, улусом, Министерством образования и ООО «Алмазы Анабара».

Одним из базовых условий повышения уровня качества образования в республике, безусловно, является введение новых экономических механизмов. Именно они обеспечивают повышение эффективности использования бюджетных средств, а также становятся основными условиями для изменения отношений (уклада образовательных организаций).

Перевод образовательных учреждений на новую систему оплаты труда в республике, начавшийся в 2007 году, позволил увеличить стимулирующую часть оплаты труда.        Если в 2010 году фонд премирования составлял не менее 10 процентов от  фонда оплаты труда, то сегодня  доля стимулирующего фонда составляет не менее 30 процентов.

Несмотря на то, что в Якутии одна из самых высоких средних заработных плат в регионе по сравнению с другими субъектами, Правительство республики обеспечило выполнение показателей дорожных карт по повышению заработной платы педагогических работников образования в 2013 году.  Согласно оперативным данным по итогам 2013 года средняя заработная плата педагогов общеобразовательных организаций составила 46754,15 рублей, педагогов организаций дошкольного образования – 36543,52рублей, педагогов организаций дополнительного образования – 26125,59 рублей, педагогов учреждений для детей – сирот –  32419,98 рублей.

Внедрение механизма государственных (муниципальных) заданий определило новый ориентир в деятельности бюджетных организаций на установление взаимосвязанных с объемами бюджетного финансирования требований к качеству и объему оказания социальных услуг.  На практике эти намерения оправдываются не в должной мере в основном из-за формального отношения к заданиям и отсутствия реально действующего механизма зависимости финансирования учреждения от объемов задания и результатов работы.

В образовательных организациях республики начата работа по приведению к нормативу соотношения основного педагогического и прочего, в том числе административно-управленческого персонала, созданию филиалов, проводятся мероприятия по энергосбережению. Статистика показывает, что увеличивается объем средств, полученных от приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений. Сегодня из 1529 образовательных организаций 1290 бюджетных, 220 казенных и 19 автономных.

В то же время анализ сети образовательных организации республики показывает наличие факторов, влияющих на рост неэффективных расходов в образовании:

·                   Сохранение тенденции в сельской местности сокращения численности обучающихся: с 10719 обучающихся в 2011 году до 9890 обучающихся в 2013 году. Это способствует увеличению количества малокомплектных школ и детских садов. В 2007 году их было 183, в 2013 году – 215 или 33,9%. Кроме того, в 2013 году утвержден перечень 63 (8,84% от общего количества) малокомплектных детских садов. Финансирование  в этих школах производится по фактическим затратам и увеличилось за 3 года в 1,5 раза. Сегодня перед муниципалитетами поставлена задача 50 образовательных организаций перевести в филиалы, а 33 организации, в которых обучается до 10 человек, реорганизовать.

·                   Увеличение площадей при вводе новых объектов образования при сохранении эксплуатации старых зданий приводит к дополнительным расходам на содержание штатной численности, коммунальным расходам. Во многих образовательных организациях не соблюдается нормативное соотношение фонда оплаты труда педагогического и прочего персонала. Оптимальным считается соотношение 70:30, а фактически в школах соотношение 55:45, а в детских садах вообще 35:65, то есть обслуживающего персонала больше, чем основного педагогического.

·                   Не получил широкого распространения в республике механизм укрупнения и реорганизации образовательных организаций. Понятно, когда регулярный подвоз учащихся невозможен из-за отсутствия круглогодичных дорог и недостаточного наличия специального транспорта для использования в северных условиях. Однако резервы есть и на муниципальном, и на республиканском уровнях. Так в 9 детских домах на 428 детей приходится 721 персонала, из них 309 педагогических работников. В Республиканской общеобразовательной закрытой школе c 2008 по 2013 год численность воспитанников сократилась с 35 до 9 человек (а к концу 2013 года до 1 чел.), при этом количество самовольных уходов с 2011 по 2013 год выросло в 2 раза, воспитанники ежегодно совершают по 4-5 правонарушений. Такой результат работы коллектива РОСШ из 93 штатных единиц не удовлетворяет никого.

·                   Недостаточно в республике используется механизм аутсорсинга неключевых функций образовательных учреждений, в том числе по организации горячего питания обучающихся, медицинскому сопровождению, обслуживанию зданий, сооружений и оборудования. Несомненно, решения об аутсорсинге должны приниматься учредителем только с точки зрения экономической обоснованности и целесообразности. Одним из решений является создание специализированных муниципальных учреждений, наподобие централизованных бухгалтерий. Здесь следует в первую очередь принять решение о медицинском обслуживании, обязанность по организации которого по новому закону возлагается на учреждения здравоохранения. Сегодня в школах работает 491 медработник, из них 109 чел. по договору с медицинским учреждением, в детских садах – 796 медработников, из них  по договору с медучреждениями – 49 чел.

  Общее образование

Одним из эффективных управленческих методов для развития механизмов финансирования образовательных организаций станет механизм рейтингования государственных (муниципальных) организаций, учитывающий особенности образовательных программ, качество выполнения государственных (муниципальных) заданий, и предусматривающий дополнительную государственную поддержку на конкурсной основе. В 2014 году такой механизм применен при поддержке агрошкол. Из числа подавших заявки около 100 школ поддержку на конкурсной основе  получат 62 агрошколы в 23 улусах республики в рамках выделенного объема финансирования. В них обучаются 8987 обучающихся, из них 5744 школьников с 5 по 11 классы по агротехнологическому профилю (7,2% от общего числа учащихся среднего и старшего звена).

В связи с тем, что в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» упразднены виды учреждений, механизм рейтингования позволит обеспечить адресную поддержку образовательных организаций, обеспечивающих эффективность деятельности, в том числе в сложных социальных условиях или с трудным контингентом обучающихся.

В рамках совершенствования региональной системы оценки качества образования будут внесены изменения в Ведомственный перечень государственных (муниципальных) услуг (работ), реализован проект по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, включая формирование заказа потребителей, разработку показателей оценки качества, формирование механизмов сбора информации и т.д.

  Для учителей общеобразовательных организаций будет введен единый государственный экзамен. Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2013 г. №2221 «О республиканской деловой игре «ПРОФИ-Учитель» в целях подготовки педагогов образовательных учреждений к компьютеризованной форме оценки качества обучения был проведен заочный этап Республиканской деловой игры «ПРОФИ-Учитель» по 10 номинациям. Всего в заочном тестировании участвовало 3542 учителя. Наибольшее количество заявок было подано от педагогов Хангаласского (464), Чурапчинского (457), Мегино-Кангаласского (333) улусов. По сравнению с сельскими школами заявок от промышленных районов было подано немного. Например, с Мирного было подано 93 заявки, педагоги г. Якутска с его пригородами подали всего 102 заявки, Нерюнгри – 140. Сейчас проводится анализ результатов игры по каждому предмету, который станет предметом рассмотрения на совещании при Президенте Республики Саха (Якутия). Введение ЕГЭ для учителей станет следующим шагом в развитии системы независимой оценки качества образования в общеобразовательных организациях и станет инструментом стимулирования профессионального развития учителей в рамках введения эффективного контракта.

Дошкольное образование

С 2014 года дошкольное образование финансируется за счет субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а услуги по присмотру и уходу за счет местного бюджета и родительской платы. Разработаны нормативы финансирования на 1 воспитанника, предусмотрены адаптационные коэффициенты. Расчет учитывает региональные особенности, малокомплектность, вариативность форм дошкольного образования.

Основой для расчета нормативов дошкольного образования стал федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Он предусматривает обновление содержания, организации, оценки качества дошкольного образования, системы повышения квалификации педагогов. Министерством образования Республики Саха (Якутия) определены 127 пилотных дошкольных образовательных организации для апробации введения ФГОС  в 2014 году.

При введении эффективного контракта в дошкольном образовании необходимо учитывать, что ФГОС определил недопустимость описания результатов освоения основной общеобразовательной программы в виде умений и качеств детей. Центральное место в ФГОС дошкольного образования занимают требования к условиям реализации образовательной программы. Поэтому необходимо определить показатели, характеризующие образовательный процесс и профессионализм педагогических работников.

Для руководителей дошкольных образовательных организаций к основным показателям относится удельный вес педагогических работников, имеющих педагогическое образование. В 2013 году он равен  93,95%, а к 2018 году должен достичь 99%. В условиях создания дополнительных мест и связанного с этим увеличения вакантных мест актуальной и своевременной является профессиональная переподготовка лиц, не имеющих специального дошкольного образования. В 2013 году в Институте развития образования и повышения квалификации 421 педагог начали профессиональную переподготовку, на базе Якутского педагогического колледжа заочное обучение начали 50 педагогов Ленского района, на базе Вилюйского педагогического колледжа – 55 педагогов вилюйской группы улусов.

Ведется база персонифицированного учета прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников  дошкольных образовательных учреждений. По итогам учета подготовлен план – программа повышения квалификации и переподготовки педагогических работников дошкольного образования. Повышение квалификации в Институте развития образования и повышения квалификации работников образования прошли 3452 педагога из 6691, что составляет 51,6%.

Дополнительное образование

Система дополнительного образования отстает от дошкольного и общего образования по внедрению нормативного подушевого финансирования из-за трудностей учета обучающихся и разнообразия программ. По данному вопросу опубликованы методические рекомендации Минобрнауки РФ, в 2013 году должны быть определены республиканские подходы и начато поэтапное внедрение нормативного финансирования услуг дополнительного образования. При этом расчет нормативов затрат должен быть прозрачен и ясен для образовательных учреждений, их величины должны быть достаточны для реализации программ учреждениями, учитывать персонифицированный выбор дополнительных образовательных программ детьми.

В настоящее время из 127 учреждений дополнительного образования детей в республике:  автономных – 9 (7%), имеют собственную бухгалтерию – 35 (28%). Увеличивается число многопрофильных учреждений дополнительного образования: 2010 – 58 (44%); 2011 – 38 (30%); 2012 –  67 (52%).

При подушевом финансировании обязательно система электронного учета «очереди» и выбора дополнительных образовательных программ детьми. В республике создан единый информационный банк программ дополнительного образования детей. Основными потребителями данного ресурса являются родители с детьми (http://www/sakhaedu.ru).   В этом году будет продолжено совершенствование методики охвата детей дополнительным образованием на основе федеральной модельной методики расчета целевого показателя по охвату детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования. Методика включает возможность учета учреждений, подведомственных сферам спорта, культуры, молодежи, а также негосударственные учреждения и индивидуальных предпринимателей. Региональным оператором является Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения.

С 2013 года Министерство образования и науки РФ реализует проект «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования».  27 лучших организаций дополнительного образования детей  из 13 регионов России получили приглашение участвовать в данном проекте, в том числе 3 учреждения дополнительного образования детей республики: Республиканский детский центр «Кэскил», Дворец детского творчества г. Якутск и Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников г. Олекминск.  Для обновления программ дополнительного образования, расширения сетевого взаимодействия, привлечения государственно-общественных и частных форм организации обучения будут отобраны 7 пилотных учреждений дополнительного образования детей. Они станут пионерами апробации новых механизмов финансирования и обновления содержания работы.

Показатели развития системы дополнительного образования по увеличению охвата детей и повышению оплаты труда педагогов требуют к 2018 году более чем двукратного увеличения текущих ежегодных расходов на обеспечение оказания услуг. Поэтому на уровне муниципальных образований необходимо перераспределение финансовых средств на развитие дополнительного образования: сокращение административного персонала в организациях, оптимизация непрофильных расходов, введение платных образовательных услуг, приоритетное финансирование востребованных направлений и форм деятельности. Целесообразно увязывать финансирование с задачами модернизации муниципальных системдополнительного образования, роста не только охвата, но и качества услуг, обновления содержания программ.

Существует кадровая проблема  – отсутствие квалифицированных кадров в  муниципальных организациях дополнительного образования детей. Современная ситуация развития образования актуализирует новые требования к качеству оценки деятельности педагога дополнительного образования детей. Он должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т.д.), так и специалистом, знающим основы психологии и педагогики. Поэтому необходимо совершенствование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей. В 2013 г. курсы повышения квалификации и Институте развития образования и повышения квалификации прошли 705 специалистов учреждений дополнительного образования. В 2014 году в госпрограмме повышение квалификации будет продолжено.

Таким образом, внедрение эффективного контракта как комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых услуг и эффективности работы образовательных организаций является основной задачей 2014 года. Переход на эффективный контракт включает в себя:

1. В государственном (муниципальном) задании целевые показатели эффективности работы организации в зависимости от особенностей ее контингента и образовательной программы.

2.  Установление оптимальной пропорции в фонде заработной платы между базовой и стимулирующей частью, обеспечивающей дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности.

3.  Утверждение системы нормирования труда в образовательной организации.

4.  Установление критериев, показателей эффективности деятельности работников образовательных организаций локальными нормативными актами образовательных организаций: положения об оплате труда работников, дополнительные соглашения к трудовым договорам.

5.  Разработку уточненных и конкретизированных должностных обязанностей работников.

В Послании Государственному Собранию Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) Президент республики Егор Афанасьевич Борисов отметил особую важность персональной ответственности каждого работника за возложенную на него работу. Государственные и муниципальные организации должны начать поэтапный перевод своих сотрудников на трудовые договоры, оформленные с учетом новых принципов эффективности. Согласно данной Программе, основная часть работы по заключению таких договоров должна пройти в 2013 – 2015 гг., а завершающий этап  – 2016 – 2018 гг.

Разработка критериев эффективности деятельности педагогических работников предполагает не только активную работу органов исполнительной власти, но и широкое участие профессиональных сообществ,  общественных организаций, заинтересованных слоев общества.  Эффективный контракт вводит единый набор требований к исполнению профессиональных обязанностей и результатам труда. Фактически речь идет о более четкой, более предметной фиксации должностных обязанностей посредством контракта. То же касается и директорского корпуса. При введении системы оценки эффективности деятельности, переводе на эффективный контракт возможны риски увеличения бумаготворчества и психологической нестабильности в коллективах. Для предотвращения следует помнить, что каждая образовательная организация вправе разработать свой вариант с учетом своей специфики, возможностей и способностей каждого педагога и в соответствии с  социальным заказом.

Для организации работы по введению эффективного контракта рекомендуем следующий порядок действий:

1. Создать  при администрации муниципального образования рабочую группу по организации работы, связанной с введением эффективного контракта. В состав рабочей группы  включить представителей органа управления образованием, специалиста по труду, специалиста юридической службы администрации муниципального образования, представителя  территориальных отраслевых профсоюзных организаций, опытных работников образовательных организаций.

2. Разработать нормативные правовые акты об утверждении показателей эффективности деятельности муниципальных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников  образования.

3. Организовать разъяснительную работу по вопросам введения эффективного контракта в муниципальных образовательных организациях, проведение обучающих семинаров для руководителей муниципальных учреждений по вопросам введения эффективного контракта, встречи с трудовыми коллективами.

4. Разработать индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с руководителями и работниками образовательных организаций всех типов с использованием показателей и критериев эффективности деятельности руководителей.

Яндекс.Метрика