Формирования навыка правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей

Основной целью работы отдела ЛФК   является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков,  формирование  ответственности за свое здоровье.

В  Центре  создана инновационная программа по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях  детского учреждения», над выполнением которой работает  коллектив. В результате этой работы в Центре  создана оздоровительно – воспитательная система, т.е. оздоровительная работа планомерно и системно вливается в образовательную деятельность.

В соответствии с оздоровительными программами и технологиями в течение всего срока заезда в каждой  группе проводятся  занятия по лечебной физической культуре, температурно-миелографический тренинг и  лечебный массаж.

Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в детские учреждениях различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Проведение занятий ЛФК позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах возникновения нарушения осанки и сводов стопы.

IMG_7626

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Главная цель: сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, а такжеформирование правильной осанки и свода стопы.

Основные задачи ЛФК:

  1. Осуществлять профилактику плоскостопия и нарушений осанки.
  2. Улучшать функции дыхательной и сердечно – сосудистой системы.
  3. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
  4. Создавать условия психологического комфорта для каждого ребенка.

Основными средствами лечебной физкультуры являются – физические упражнения:  дыхательная гимнастика, коррекционные упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, массаж и самомассаж; здоровьесберегающие технологии: «су-джок» – терапия (массаж пальцев – колечками, рефлекторных зон кистей стоп – шариками),  музыкотерапия,  ароматерапия, температурно-миографический тренинг (Бослаб).

На занятиях используется различный спортивный инвентарь: гимнастические палки, массажеры: массажные валики, массажные мячи, массажные дорожки, дыхательные тренажеры «Паровоз», «Фонтанчик», «Вертушки», мыльные пузыри, тренажеры простого типа и сложного устройства.Занятия ЛФК проводятся в неделю пять раз, по нозологическим группам в зале ЛФК.

Занятия состоят из 3-х частей: разминка, основная часть и заключительная.

1 этап: разминка

Задачи данного этапа:

  1. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
  2. Повышение эмоционального тонуса детей.
  3. Воспитание стремления заботиться о собственном организме.

Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:

  1. Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.
  2. Ходьба по массажным дорожкам
  3. Упражнения в разных видах ходьбы и бега.
  4. Упражнение на тренировку дыхательной мускулатуры грудной клетки.
  5. Комплекс ритмической гимнастики «Восточная гимнастика», который способствует укреплению мышечного корсета, улучшению координации движений, развитию гибкости. Все упражнения дети выполняют сидя на полу «по-турецки» в сопровождении аудиозаписи. Комплекс гимнастики состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением.

Этап разминки готовит организм к более интенсивным нагрузкам во 2 -основном этапе.

На данном этапе решаются следующие задачи:

  1. Усиление мышечного корсета; увеличение силы и выносливости мышц.
  2. Приобретение спортивных навыков: выносливость, гибкость, ловкость.
  3. Формирование интереса к занятиям на тренажёрах.

На данном этапе, как один из вариантов,  используется метод «круговой тренировки». Количество тренажеров, используемых на занятиях, зависит от количества детей. Тренажеры подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например:«Гребля» – «Вертушки» – «Велотренажер» – «Велоэргометр»  –  «Беговая дорожка»  –  «Многофункциональный тренажер»  –  Фитбол  –  массажные мячи).

IMG_4653

Во время тренировки  определяется индивидуальная нагрузка, отслеживается самочувствие и выполнение правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя – сидя), замены тренажера. («Гребля» – диск «Здоровье»).

При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам проводится упражнение на расслабление из положения лёжа с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.

После 8 упражнений на тренажерах  используется в комплексе упражнение на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.

В заключительной части, решаются следующие задачи:

  1. Укрепление опорно– двигательного аппарата; улучшение координации движений.
  2. Снижение тонуса мышц, массаж верхних и нижних конечностей, всего тела.
  3. Снижение эмоционального напряжения;
  4. Воспитание чувства ответственности  к своему здоровью.

Дети выполняют самомассаж пальцев, кистей рук, стоп с использованием массажных шариков – «су-джок» терапия. Это массаж, в основе которого лежит метод воздействия на биологически активные точки (БАТ), или точки акупунктуры, которые находятся на поверхности тела человека. Воздействие на них может не только вылечить болезнь, но и предотвратить её возникновение. Взаимодействовать можно с помощью массажных колечек, палочек, мячиков, звездочек или природных семян, камешков.

Для самомассажа используются массажные мячи, массажные валики, пластиковые бутылочки с холодной и горячей водой.

Занятие заканчивается ходьбой  по массажным дорожкам с целью стабилизации нервного напряжения.

На занятиях ЛФК используются приемы арт-терапии: музыкотерапия.

Музыкатерапия подразумевает создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует созданию положительного эмоционального настроя детей в процессе их двигательно – игровой деятельности.

В начале занятия музыка должна быть относительно тихой, спокойной (упр. на проверку осанки у стены, ходьба по массажным дорожкам), с постепенным увеличением громкости, темпа, ритма (упр. в различных видах ходьбы и бега, комплексах упражнений на фитболах, с гимнастическими палками и т.п.).

Во время проведения дыхательной гимнастики, упражнений на расслабление, различных видах массажа музыка должна быть светлой, нежной, воздушной; можно использовать звуки природы (пение птиц, шум воды и т.п.). При проведении комплекса «Восточной гимнастики», «су – джок» терапии используются восточные мелодии. Музыкальное сопровождение в этих случаях является ассоциативным фоном.

Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применяется  словесный комментарий определенной музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации.

Одновременно с проведением занятий ЛФК проходят сеансы ароматерапии – лечение различных заболеваний ароматами природных эфирных масел. Для этого используется аромалампа. Эфирные масла оказывают благотворное влияние на кожу, кровообращение, дыхательную систему, эффективны против многих микроорганизмов, благоприятны для иммунной и нервной систем.

В зале ЛФК используется аэроионизатор воздуха – создавая эффект «горного воздуха». Аэроионотерапия применяется в профилактических целях, а так же для лечения ряда заболеваний.

Проводится реабилитация и диагностический мониторинг на аппаратном комплексе БОСЛАБ-миография. Результаты диагностики отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий занятий ЛФК. Имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению  количества детей с нарушениями осанки, плоскостопием.

Таким образом занятия ЛФК дают возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений, тренажеров на формирование правильной осанки, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на  их здоровье.

В перспективе  мы планируем оснащение   комнаты ЛФК  новым оборудованием: приобретение  тренажеров, оборудования для цветотерапии, мягких модулей для комфорта  и безопасности детей,  пополнения фонотеки для музыкотерапии.

 И как сказал  ученый С.Я.Эйнгорн:«Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».

А.В.Местникова ,

ГАУ ДО РС(Я) «Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый Бор» г. Якутск

 

Яндекс.Метрика