О роли олонхо в непрерывном этнокультурном образовании

На современном этапе развития общества наиболее важной глобальной проблемой считается непрерывность образования, где основополагающим принципом стало образование в течение всей жизни человека, согласно концепции ЮНЕСКО «Образование на протяжении всей жизни». Ребенку уже с малых лет должны быть заложены желание и умение учиться, основы навыков всесторонней деятельности, необходимые в течение всей жизни для саморегуляции, самообразования личности, что актуально для достижения успеха в разных областях деятельности человека.

Олонхо ыьыа5а 081Целостность непрерывного этнокультурного образования достигается взаимосвязанной деятельностью как вертикальных(дошкольное, среднее общее образование, профессиональное образование, постдипломное образование), так и горизонтальных его структурных компонентов: формального, неформального и информального образования через все учебные предметы, курсы и внеурочные, внешкольные занятия и мероприятия.

Содержаниегероического эпоса олонхо, отражая этнокультуру народа: родной язык, философию народа, верование, народные традиции и обряды, традиционный уклад жизни, народное творчество и др., обеспечивает этнокультурное непрерывное образование.В этнокультурном образовании на первый план выдвигается воспитывающий потенциал искусства слова, а язык олонхо – духовное богатство народа, олонхосут – носитель и творец национальной культуры речи.В олонхопрослеживаются все традиции человеколюбия – любовь к родине, чуткое отношение к детям и пожилым людям, уважение родителей, бережное отношение к природе и др.В формальном компоненте это осуществляется при изучении учебных предметов, также модульных курсов на темы олонхо для интегрированного обучения с учебными предметами; во внеурочной деятельности – через проектную деятельность, кружки и факультативы.

В неформальном компоненте этнокультурное образование расширяется и углубляется через образовательные учреждения дополнительного образования: детские школы искусства, лагеряолонхо, студии, ансамбли, этноцентры и др., выступлениена научно-практических конференциях “Шаг в будущее”.К примеру, творческая смена для юных исполнителей и мастеров-педагогов “Олонхо в моей жизни” Центра отдыха и оздоровления детей “Сосновый Бор” является эффективнойэтнообразовательной траекториейкак целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

В неформальном компонентепримером непрерывного этнокультурного образования является проведение республиканских конкурсов среди дошкольников и школьников “Я – дитя олонхо”, среди студентов и молодежи: “Мунха олонхото и “Уруйдан, улуу олонхобут!” среди исполнителей олонхо людьми старшего возраста. Данные проекты  преемственны. Те маленькие дети, участвовавшие на первом конкурсе, дальше развивая свои способности, свой талант, становятся конкурсантами других проектов, демонстрируянепрерывноеэтнокультурноеобразование на протяжении всей жизни.images

Информальный компонент образования личности реализуется через семью, библиотеку, музей, театр, кино, СМИ. Это может бытьучастие в подготовке и проведении различных мероприятий по олонхо, в проведении выставок семейного художественного творчества на темы олонхо, посещение художественных музеев, театральной постановки олонхо и др. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации самообразования школьника. Родители первыми подают ребенку примеры нравственности. В работе с родителями могут быть использованы различные формы работыпо проблемам непрерывного этнокультурного образования: собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом и др.

Меняется информационная среда современного ребенка. В семьях расширяются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Потребность современных школьников в использовании медиакультурных средств с каждым днем растет, происходит становление поколения коммуникативно-информационного мира. К примеру, в мониторинговом исследовании «Олонхо и современный школьник», проведенном в 2010 г. сотрудниками института национальных школ РС(Я) с целью выявления воздействия и влияния героического эпоса на формирование мировоззрения и развитие современного школьника, дети отметили желание участвовать в распространении и популяризации олонхо через медиакультурные средства: создание кинофильмов об олонхо, мультфильмов, электронных игр.

Таким образом, целостность непрерывного этнокультурного образования через олонхо достигается взаимосвязанной деятельностью как вертикальных, так и горизонтальных его структурных компонентов. В итоге идет возрождение этническихтрадиций, действительно востребованных обществом, их влияние на эмоционально-чувственную сферу национального самосознания. Это  видим на примере празднования национального Дня Олонхо и успешного проведениятрадиционной Декады Олонхо в республике, где наглядно демонстрируетсятесное взаимодействие структур культурно-образовательной среды – семьи, школы, СМИ, учреждений культуры, общественныхорганизаций.

Непрерывное этнокультурное образование способствует  системной передаче из поколения в поколение духовных ценностей, этнокультурных знаний.

У.М. Флегонтова,

ведущий специалист Республиканского центра

Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского

Яндекс.Метрика
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять