Образование Усть-Яны: от инноваций к кластерному подходу  

Заместитель директора по организационно-методической работе Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» Тобохов С.В. в составе делегации Министерства образования Республики Саха (Якутия) работал в Усть-Янском районе по вопросам организации Янского культурно-образовательного кластера, куда должны войти Верхоянский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский районы республики.

По приезду 20 января Семен Владимирович встретился с администрацией и ознакомился с деятельностью МБОУ «Депутатская СОШ». Директор школы Колесникова Алла Георгиевна познакомила гостя с администрацией, вкратце рассказала о деятельности школы.

Безымянный

Школа находится в типовом здании, построенном в 1986 году, капитальный ремонт проведен в 2001 году. Общая площадь учебных помещений 45 000 кв. м, в школе имеются 23 учебных кабинета, их площадь 1740 кв.м, 1 спортивный зал, площадью 278 кв.м., 1 актовый зал, 1 столовая на 130 мест, 2 мастерские для обслуживающего труда, 1 комбинированная мастерская для технического труда, медиа-класс с видеопроектором, 2 кабинета информатики с 22 компьютерами, соединенными локальной сетью, имеется выход в Интернет, локальная административная сеть, музей школьной истории «Бригантина», медицинский кабинет. По физическому развитию обучающихся школа широко пользуется услугами бассейна «Олимп» с тремя дорожками по 25 метров и отдельным малым бассейном для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Библиотечный фонд насчитывает 23 736 единиц научно-популярной, художественной и научно-методической литературы, в том числе 4 785 учебников. Школа имеет лицензированный медицинский кабинет.

Школа до 2013 года успешно работала над реализацией инновационного проекта «Формирование школьной системы современного образования, учитывающей индивидуализацию спроса и способствующей самоактуализации личности». Сегодня коллектив школы работает по проекту: «Применение технологий формирования оптимального смыслового чтения и читательской деятельности школьников».

2

 Далее Семен Владимирович работал с руководством Муниципального бюджетного учреждения «Усть-Янское районное управление образования», где обсудили  Муниципальную программу «Развитие системы образования в МО «Усть-Янский улус (район)» на 2015-2017 годы». Начальник РУО Звягинцева Светлана Владимировна подробно описала основные направления программы, рассказала о ходе работ по реализации программы, ознакомила с инновационными проектами школ района. В ходе обсуждения были уточнены наиболее подходящие направления для введения культурно-образовательного кластера в систему образования улуса по агротехнологическому, этнокультурному направлениям.

В целом, в ходе обсуждения удалось выяснить, что система образования МО «Усть-Янский район» представлена муниципальными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования детей. В районной системе образования функционирует 18 образовательных учреждений. Из них 10 общеобразовательных школ (8 средних, 2 основные  школы, из них  7 малокомплектные (МКОУ «Юкагирская ООШ», МКОУ «Уяндинская ООШ», МБОУ «Усть-Куйгинская СОШ», МБОУ «Хайырская СОШ», МБОУ «Туматская СОШ», МБОУ «Нижнеянская СОШ», МБОУ «Усть-Янская СОШ»), 7 дошкольных образовательных учреждений. Организации дополнительного образования района охватывают дополнительным образованием 936 детей. В Депутатской межшкольной учебно-производственной мастерской, где ведется обучение по специальностям: «Водитель категории «В», «С», «Секретарь-референт», «Оператор ПЭВМ», обучается 83 обучающихся. Кроме этого, при УПМ ведется обучение взрослого населения района по специальности: «Водитель категории «В», «С» на платной основе.

В развитии образовательной системы района характерны все присущие для всех арктических улусов проблемы: это значительные расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры, недостаточная доступность информационных, культурных, образовательных ресурсов, ограничение коммуникаций, недостаточность развития сетевых и  дистанционных форм образования, низкая скорость работы Интернета и высокая стоимость Интернет-трафика для образовательных учреждений. Нет доступа к сети Интернет в образовательных организациях ДОУ с. Хайыр и с.Тумат. Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов Единого Государственного  экзамена (ЕГЭ). В системе образования улуса есть проблемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Динамика результатов ЕГЭ по годам нестабильна. Низкие результаты ЕГЭ (средний балл) существуют по физике, биологии, истории, английскому языку. Отсутствие культурных, научных и крупных промышленных центров и предприятий  в районе создает в районе определенные трудности. Требует внимания и комплексное решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, их летнего отдыха: ежегодно в среднем 4% от общего количества школьников остаются не охваченными организованными формами летнего отдыха и оздоровления.

Вместе с тем, система образования района в целом стремится соответствовать требованиям инновационного развития республики, что находит свое отражение в обновлении нормативной и правовой базы. В настоящее время на основе республиканских стратегических документов в области образования разработана Муниципальная программа развития системы образования. В Усть-Янском районе в соответствии с программой разрабатываются годовые планы деятельности, направленные на решение актуальных задач образования. Факторами, свидетельствующими о  соответствии системы образования района требованиям инновационного развития республики, являются сложившиеся механизмы:

  • государственно-общественного управления, в том числе введение в систему образования государственно-частного партнерства;
  • нормативно-бюджетного финансирования;
  • независимой оценки качества образования;
  • введения профильного обучения;
  • организации дистанционного образования.

Примечательной стороной развития образования является то, что согласно Муниципальной программы развития образования четко обозначено предусмотрение финансовых средств из муниципального бюджета на три года: всего 1 402 464,10 тыс. руб. в том числе с разбивкой по годам: 2015 г. – 482 291,30 тыс. руб., 2016 г. –  459 889,40 тыс. руб., 2017 г.  –460 283,40 тыс. руб.

Серьезные шаги предпринимаются в области обновления и развития информационно-коммуникационной составляющей развития системы образования, что обнадеживает повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся района, но и в целом ИКТ-оснащенности ОУ района, что немаловажно в современных условиях.

В 2015 году планируется подключение спутниковых каналов связи в пяти образовательных учреждениях Усть-Янского улуса на базе спутниковой сети связи ГК Altegrosky с использованием VSAT терминалов Ku-диапазона:

  • МБОУ «Депутатская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»;
  • МБОУ «Силянняхская СОШ им. П.Н.Николаева»;
  • МБДОУ «Силянняхский детский сад Олененок»;
  • МБОУ «Хайырская СОШ»;
  • МБДОУ «Хайырский детский сад Олененок».

Организована работа по взаимодействию с  ГК Altegrosky – крупнейшим коммерческим федеральным оператором спутниковой связи VSAT в России, который предоставляет услуги широкополосного доступа в Internet, аренды каналов связи, VoIP телефонии и организации ШПД под спутниками «Ямал-300К», «Ямал 402», «Экспресс-АМ22» и «Экспресс-АМ5», GE23, Ka-Sat. Территория предоставления услуг – Россия, СНГ, Восточная Европа. Оборудование Центра управления сетью и клиентское оборудование производства компании Hughes Network Systems (США). Услуги предоставляются на основании Лицензий Министерства связи № 28748, 33231,39037,42684,32687,46148. На сегодняшний день в сети ГК Altegrosky обслуживается более 10 000 станций спутниковой связи.

21 января Семен Владимирович побывал в с. Сайылык, находящегося в 120 км от п. Депутатск на территории Муниципального образования «Силянняхский национальный наслег». Основное занятие населения –  оленеводство, животноводство, рыболовство, охота, сельское хозяйство.

Численность населения 870 чел., национальный состав – якуты,  эвены. Кроме школы, в селе имеются Центр досуга, участковая больница, МБДОУ «Олененок», СХПКЗ  «Силянняхский», электростанция,  пекарня,  сеть частных магазинов, спортивный зал, филиал Усть-Янского ЖКХ, отделение связи.

3

Семен Владимирович посетил и ознакомился с деятельностью МБОУ «Силянняхская СОШ имени П.Н. Николаева», который объективно является единственным социокультурным центром поселения. В ходе встречи с администрацией школы директор ОУ Батюшкина Елена Петровна познакомила с администрацией школы и рассказала о деятельности школы. Количество класс-комплектов – 11, количество учащихся – 120. В школе работают 55 работников (из них 25 педработников и 30 техработников).

Здание школы типовое, одноэтажное, деревянное, введенное в эксплуатацию в 1978 г. с проектной мощностью на 320 мест с общей площадью 1649,22 м2. В школе имеется 15 классных комнат, столовая  на 50 мест, медицинский кабинет, спортивный зал, историко-этнографический  музей, спортивная  площадка, гараж, компьютерный класс, учебную мастерскую. Библиотека школы имеет в своем фонде 4 965 экземпляров учебников, художественной  и методической литературы, пособий.

В школе действует широкая сеть кружков, секций, студий, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В пяти студиях включены 15 кружков дополнительного образования, которые обеспечивают 100 % охват обучающихся.

На сегодня школа является республиканской инновационной площадкой для реализации социокультурного проекта: «По тропам предков с айпадом», базовой школой по изучению эвенского языка и литературы в Усть-Янском районе. В соответствии с принципом “открытого проектирования” в настоящее время в школе разработаны проекты:

  1. Проект «Он-лайн обучение» (дистанционное обучение);
  2. Проект «Хэвек оран» (организация этноэкспедиций);
  3. Проект «Модель выпускника школы Арктики»;
  4. Проект «Здоровье» (спортивно-оздоровительное);
  5. Проект « Туелбэ» (агротехнологическое развитие).

Чувствуется, что руководство школы уделяет внимание созданию благоприятных условий для поддержки и профессионального развития своих педагогов. В коллективе повышается уровень теоретико-практической подготовки учителей к инновационной деятельности, методические объединения учителей осознают значимость внедрения новых технологий и экспериментальной работы, растет роль индивидуально-творческого подхода учителей к развитию личности учащегося.

Все это, несомненно, приводит к позитивным результатам, которых в школе немало. Учитель математики Аммосова Динара Сергеевна в числе передовых учителей республики прошла Международную образовательную стажировку в Финляндии в декабре 2013 года и успешно участвовала на Республиканском конкурсе «Учитель года- 2014», получила номинацию «Лучший педагог Арктики» и вошла в десятку лучших учителей Республики Саха (Якутия). В феврале 2014 года 2 учителя: Аммосова А.Г., учитель якутского языка и литературы, Олесова Л.Н., учитель английского языка,  вышли в прикладной этап Республиканского конкурса «Учитель-Профи» и провели открытые конкурсные уроки в школах г Якутска и получили сертификаты.

В феврале 2014 года в рамках проведения Республиканских курсов учителей якутского языка и литературы и национальной культуры  Слепцова П.Х. выступила с докладом «Бэйэ холобурунан иитии», который был признан лучшим докладом.

В последние годы, учащиеся школы успешно участвуют на улусных, региональных, республиканских олимпиадах, научно-практических конференциях, смотрах, конкурсах. Только за январь 2015 года трое учащихся школы стали призерами Всероссийской олимпиады, 4 обучающихся приняли участие в Республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников по различным предметам.

Во второй половине дня Семен Владимирович встретился с коллективом школы, ознакомил с деятельностью Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор», сети образовательных организаций «Аартык», проектами Центра по Международной Арктической школе и Верхоянскому культурно-образовательному кластеру.

4 5

В перспективе коллектив МБОУ «Силянняхская СОШ имени П.Н. Николаева» намеревается войти с союз агротехнологических школ РС (Я) по направлениям: «Табунное коневодство», «Оленеводство», «Рыболовство», по которым в наслеге имеются все предпосылки для развития отраслей. Администрация района и наслега полностью поддерживают эти начинания, предусмотрев финансовые средства на приобретение табуна лошадей, маленького стада оленей, сопутствующего инвентаря и техники, выделив соответствующие сельскохозяйственные угодья на эти цели.

В ходе дальнейшего обсуждения проекта культурно-образовательного кластера с администрацией школы и зам.главы МО «Силянняхский национальный наслег» по социальным вопросам Н.П. Николаевой было определено участие школы, других субъектов наслега по агротехнологическому направлению кластера.

Сама школа выразила готовность сотрудничать с Центром по всем направлениям работы с детьми, в летнее время желает отправить группу детей, изучающих родной эвенский язык вместе с учительницей эвенского языка в профильную смену «Моё наследие».

Основной проблемой школы, со слов директора Е.П. Батюшкиной, является отсутствие хорошей, отвечающей всем требованиям Интернет-связи. По данному вопросу администрацией школы проведены переговоры с оператором спутниковой связи  «Telekonika» на поставку и установку современного оборудования, что позволит значительно улучшить пользование Интернет-ресурсами.

22 и 23 января С.В. Тобохов посетил и работал с представителями других образовательных учреждений, которые находятся в п. Депутатск: в Депутатской школе искусств, детской спортивной школе, межшкольной учебно-производственной мастерской, бассейне «Олимп», детском саде «Умка».

По вопросам внедрения культурно-образовательного кластера встретился с зам. главы МО «Усть-Янский улус (район)» по социальным вопросам и сельскому хозяйству Артемом Артемовичем Милютиным, где шел конструктивный разговор о перспективах развития кластерного подхода не только в системе образования, но и в социально-экономическом развитии района с учетом его специфики, инфраструктуры, традиций, этнокультуры местного населения с перспективой развития оленеводства, аква-культуры.

6 7

В целом, система образования Усть-Янского района, как будущий резидент Янского культурно-образовательного кластера, сегодня работает над повышением  качества образования через внедрение системы инновационных механизмов организации образовательного пространства с учетом особенностей жизни, ценностей этнической культуры в условиях Арктики на основе кластерного подхода.

Тобохов С.В., зам. директора

по организационно-методической работе

Яндекс.Метрика