ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка – это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения.
Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний.

Характеристика правильной оценки
Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.

Виды нарушений осанки.
В сагиттальной плоскости:
– сутулость (увеличен грудной кифоз);
– тотальный кифоз, круглая спина (резко увеличен грудной кифоз, почти нет поясничного лордоза).
– кругло – вогнутая спина (увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз)

– плоская спина – сглажены все физиологические изгибы позвоночника во фронтальной плоскости.

осанка

Виды осанки: а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая; д — выпрямленная (плоская)

 

Такое нарушение осанки называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены. При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, часто беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Нередко у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость.
Для исправления дефектов осанки необходимо принять меры способствующие улучшению физического развития (режим дня, питание, соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.
К задачам физического воспитания относятся:
– улучшение и нормализация течения нервных процессов, эмоционального тонуса ребенка, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма;
– активизация обменных процессов в мышцах туловища, создание мышечного корсета позвоночник;
– исправление дефекта осанки;
– формирование и закрепление правильной осанки.
Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое дело – это организация рационального режима дня для ребенка.

Детям необходимо обеспечить:

– продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать);

– полноценное питание ( вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием витаминов и разнообразных белков);

– ограничить пребывание у телеэкрана школьников старшего возраста, не более 1-1,5 часов и не больше 20 минут – для детей дошкольного возраста, обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки;

– ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.
Родители должны обеспечить ребенку ровную жесткую постель, по возрасту и росту оборудовать рабочее место за письменным столом. Домашнее задание ребенок школьного возраст должен приготовить за 1,5-2 часа (через каждые 45 минут, перерыв 10 мин). Правильное положение за письменным столом: спина прямая, туловище симметрично, пояснично-грудной отдел опирается на спинку стула, ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы полностью опираются о пол или подставку под ноги, грудная клетка не должна опираться о стол, а между столом и туловищем должна свободно проходить рука, расстояние от рабочего стола до уровня глаз равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев кисти.
Осанка проверяется во время осмотра. Ребенка надо раздеть и внимательно осмотреть в стойке с соединенными пятками и разведенными носками стоп. Необходимо обращать внимание на симметрию тела, положение головы, позвоночника, таза, ног. Положение головы очень важно, с положения с приподнятой головой начинаются рефлексы на выпрямление позвоночника, интуитивно организм настраивается на оптимизм. Правильное положение головы – подбородок приподнят, слегка прижат к шее. Очень важно следить за симметричным положением тела, отказываться от привычки стоять опираясь на одну ногу, сидеть в асимметричной позе, важно держать в тонусе спину и подтягивать живот.
Все это нелегко обеспечить, если мышцы слабые. Укрепление мышц дело не быстрое, здесь нужно запастись терпением и действовать систематично и нагрузки нужно повышать постепенно. Перед упражнениями посчитать пульс, учесть возрастную норму. Увеличение пульса во время занятий возможно на 40-50 процентов от исходного. Ребенок должен быть допущен врачом к занятиям ЛФ. Комплекс ЛГ должен соответствовать возможностям тренированности, состоянию здоровья и возрасту ребенка. Нарушение осанки можно исправить за 3-6 месяцев систематических занятий лечебной гимнастикой.

 

Яндекс.Метрика