ПРОГРАММА профильной смены «СИТИС»

Возрастной состав детей: 13-17 лет

Сроки реализации: 4-17 декабря 2014 года

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель программы:

Апробация профильной смены как нетрадиционной формы организации научно – исследовательской деятельности обучающихся с одновременным решением задач образования и воспитания.

Количество участников: 250 обучающихся – победители и призеры школьных и районных конкурсов в области реализации социально значимых проектов.

Сроки реализации: 4-17 декабря 2014 г.

Программа реализуется в течение профильной смены (14 дней).

Кадровое обеспечение: С отрядами постоянно работают десять вожатых, старший вожатый, пять ночных вожатых, медицинские работники, педагоги – психологи и педагоги дополнительного образования, преподаватели СВФУ.

Основа деятельности смены — профориентационная работа, посещение промышленных и производственных учреждений, непосредственное знакомство обучающихся с ведущими учеными различных научных учреждений, с новыми тенденциями и достижениями науки через познавательно – коммуникативную, научно – исследовательскую и творческую деятельность.

Структура программы — цели и задачи, модель организации профильной смены, механизм реализации, кадровое и материальное обеспечение, предполагаемые результаты и методические материалы.

Содержание программы включает в себя три блока: научно – исследовательский, досуговый, оздоровительный.
Миссия профильной смены: Создание  площадок, на которых любой участник профильной смены может продемонстрировать свой талант, приумножить человеческий капитал, найти единомышленников.

Цель: учебно-исследовательская работа учащихся, сбор и обобщение материала для проведения научных исследований.

Задачи:

Образовательные:

v  Приобретение практических навыков научных исследований;

v  Углубление познания обучающихся в различных областях науки;

v  Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;

v  Интеллектуальное развитие и овладение разнообразными научными методами исследований.

Воспитательные:

v  Адаптация обучающихся к новой среде, новому коллективу;

v  Формирование навыков санитарно – гигиенической культуры, оздоровления организма;

v  Воспитание потребности заниматься наукой, приносить пользу родине;

v  Всестороннее эмоциональное и физическое развитие.

 

Система оценки и стимулирования обучающихся:

v  Материальные

– поощрение валютой Центра – «гринбором».

v  Нематериальные

– вручение памятных сертификатов и дипломов в конце профильной смены;

Психолого – педагогические сопровождение:

Для создания благоприятного психологического климата и условия для интеллектуального развития проводится анкетирование:

в организационный период – узнать ожидания и привлекательные виды деятельности, умения и интересы;

в основной период – для организации и корректировки работы;

в заключительный период – понять, насколько реализованы ожидания детей, проанализировать результаты труда педагогических и медицинских работников.

Основное содержание деятельности профильной смены

Научно – исследовательский блок

Во время практических занятий с ведущими учеными обучающиеся овладевают основами профильной научно – исследовательской деятельности. Они учатся фиксировать и описывать накопленный ими результаты наблюдений и научных исследований.

Формы:

v  Организация педагогами дополнительного образования и лекторами творческих лабораторий и мастерских.

v  Проведение коллективных творческих дел «Наука и я», … научный марафон, …

Образовательный компонент реализуется по методикам, разработанным специально для применения в условиях временного детского коллектива, в основе которых лежит проектная деятельность, эксперимент, игра и командное выполнение поставленных задач, по следующим направлениям:

  1. «Моя малая Родина» Особое внимание в смене уделяется культурному наследию народов Якутии через проведение различных мероприятий: выставка-презентация городов и улусов;
  2. «Ты — лидер!» Развитие лидерских качеств — психологические тренинги и публичные выступления (школа риторики), направленные, прежде всего, на усиление процесса развития способностей детей, а главное на то, чтобы резко активизировать роль самого ребенка в этом процессе. Проводятся встречи с интересными людьми, приобретается опыт социального проектирования, проводятся мероприятия на популяризацию среди детей моды на здоровый образ жизни.
    Проведение круглых столов, мозговых штурмов и тренингов, направленных на выявление наиболее социально значимых направлений взаимодействия участников проекта для формирования ряда конкретных общих дел с целью дальнейшей их реализации в городах и улусах проживания детей, стимуляцию роста интеллектуального потенциала в школьников, а также на формирование предложений от самих участников программы по улучшению работы с одарёнными детьми.
  3. «Мы гости твои, Якутск!» Включает в себя различные элементы экскурсионно-краеведческой программы.
  4. «Сфера интересов». Содержание этого блока определяется спецификой смены и включает в себя научно-исследовательские спецкурсы с упором на практические занятия. Это небольшие собственные или групповые исследования с полученным научным результатом. Выпускники спецкурсов с помощью научного руководителя защищают свои работы на итоговой конференции.

Досуговый блок

Отрядные вожатые и педагоги дополнительного образования в течение всей смены решают задачи адаптации обучающихся к новой среде, новому коллективу, всестороннего развития их творческой индивидуальности, воспитания культуры поведения.

Несмотря на большой объем работ, каждый день насыщен досуговыми делами: организуются творческие дела, оформительская и игровая, проводятся традиционные дела смены: день знакомств, открытие смены, день закрытия смены…

Развлекательно-развивающий компонент программы, основан на сюжетно-ролевой игре, обеспечивающая детям полноценное общение и способствующая всестороннему проявлению детьми своих талантов, отдыху и восстановлению нервной системы. Составляющей частью компонента является система, организуемая педагогами дополнительного образования и руководителями творческих лабораторий, предоставляющая ребенку возможность выбора вида деятельности: спортивной, интеллектуальной, творческой, прикладной и т.д.

Оздоровительный блок

Свежий воздух и знакомство с красивым сосновым бором создают прекрасный физиологический и психологический фон. Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей.

Заботясь о профилактике травматизма, администрация Центра проводит инструктаж педагогов и воспитанников смены.

Мониторинг динамики результатов оздоровительных мероприятий смены на основе динамики антропометрических показателей: вес, рост, артериальное давление, жизненная емкость легких, динамометрия.

Индивидуальные профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проводимые с учетом результатов диагностики и назначений врачей, оздоровление, укрепление иммунитета, снятие синдрома «Часто Болеющего Ребенка», укрепление костно-мышечной системы, исправление уже имеющихся нарушений осанки.

Развитие у детей навыков здорового образа жизни: обучение тиражируемым здоровьесберегающим технологиям — создание личного «Чемоданчика здоровья», включающего комплексы специальных упражнений, которые ребенок сможет выполнять и по возвращению домой; выстраивание рационального режима отдыха, питания, физических нагрузок.

Руководит программой профильной смены рабочая группа. В ее функции входит: информационно – методическое, медицинское, материально – техническое, психолого – педагогическое обеспечение смены

Кадровое обеспечение

С отрядами работают десять отрядных вожатых и пять ночных вожатых.

– начальник отдела ВиДО – планирует, организует и контролирует все направления деятельности смены и отвечает за качество и эффективность его реализации;

– педагоги дополнительного образования и отрядные вожатые – организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и здоровье и безопасность детей;

– медицинские работники проводят предварительное и постоянное отслеживание состояния здоровья детей, оказывают необходимую медицинскую помощь.

Материально – техническая база программы

Современные учебные кабинеты с периферийным оборудованием, компьютерный кабинет, микробиологическая лаборатория, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, звукотехническое оборудование, студия детского интернет-радио, детский пресс-центр и монтажная студия.

Возраст участников

Данная программа рассчитана на победителей и призеров предметных олимпиад, и участников республиканской научно – практической конференции школьников «Шаг в будущее».

Отряды в лагере формируются по возрасту (12 – 17 лет).

Финансирование

Стоимость участия составляет 21 070 рублей и включает в себя проживание в 2 – 4-местных комнатах (номера с удобствами), 5-разовое питание, оздоровление, все расходы на реализацию программы, форменную атрибутику, сувенир.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Реализация смены состоит из нескольких этапов, соответствующих периодам жизни Центра.

  1. 1.             Организационный период (3 дня)

Основная цель этого периода – адаптация ребёнка к условиям и особенностям Центра. Дети знакомятся друг с другом, воспитатели и вожатые узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности: формирование отрядов, выборы органов самоуправления, запуск проектов.

  1. 2.             Основной период (9 дней)

На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по проектам:

  • реализация основной идеи проектов;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел, кружки по интересам;
  • организация деятельности органов самоуправления.
  1. 3.           Заключительный период смены (2 дня)

Подведение итогов прожитой смены: проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены, составление итоговой диагностики по аналитическому материалу, анализ предложений детей, педагогов и родителей по развитию детского Центра  в будущем, выработка перспектив деятельности Центра, закрытие профильной смены.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Анализ и планирование деятельности осуществляется педагогическим  коллективом перед началом смены и ежедневно. Вожатые хорошо владеют современными технологиями воспитательной работы, методиками формирования и сплочения временного детского коллектива и активно используют их в своей работе. Проводятся утренние сборы отрядов, вечерние огоньки подведения итогов. Серьёзное внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, особенно – с теми, кто первый раз приехал в Центр.

 

Самоуправление в Центре.

Реализация детской инициативы как внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности позволяет решать  задачи:

  • освоения детьми организаторских навыков;
  • реализации лидерского потенциала;
  • получения опыта совместной работы;
  • освоения навыков анализа деятельности;
  • повышения ответственности.

 

Для более полного освещения событий в Центре организуется работа творческой лаборатории «News Блок»

Приезжая в Центр, ребёнок учится жить по режиму. Режим дня в течение смены помогает ребёнку правильно спланировать свое время и укрепить здоровье.  При проведении тематических дней, изменении погоды режим может по необходимости частично варьироваться.

Традиционная система дежурства по Центру и столовой способствует развитию социальных навыков поведения, формирует навыки самообслуживания.

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОГРАММЫ

 

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Итоги реализации программы профильной смены

v    Сформировать целостные, систематизированные знания по научно – техническим (физика, информатика, математика, робототехника), естественнонаучным (экология, биология, химия, члены научного общества обучающихся), гуманитарным (культурология, искусствоведение, иностранные языки, русский язык, якутский язык,) общественным (история, экономика, этнография, социология, политология).

v    Понимать и уметь объяснить различные научные процессы;

v    Воспитать потребность в здоровом образе жизни;

Обучение иностранным языкам, дополнительному образованию, осуществление экскурсий, походов, выездов в культурные заведения г. Якутска помогут детям в обретении новых знаний, расширению кругозора и научат их бережно и с любовью относиться к своему родному краю, стране, к своей Планете.

 

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

 

Критерии эффективности функционирования  смены Центра:

  • структура занятости детей, её разнообразие;
  • уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними;
  • реальная детская самостоятельность (что ребенок может предложить и реализовать);
  • достижения  детей;
  • защищенность и комфортность пребывания ребят в Центре;
  • репутация Центра (команды, проводящей смену).

Диагностика результатов программы осуществляется с помощью анализа конкретных дел, самооценки индивидуального состояния, анализа собственной педагогической деятельности. Проводятся опросы детей, касающиеся удовлетворенности ребят сменой, деятельностью, изучаются изменения, происходящие с ребятами в Центре, а также исследуется отношение ребят к окружающим. При анализе жизнедеятельности  Центра  используются: анкетирование, наблюдение, интервью, беседы.

Диагностика осуществляется в три этапа:

  1. на начальном этапе происходит сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (анкета заезда и анкета «Твои ожидания от Центра»);
  2. промежуточная диагностика позволяет корректировать процесс реализации программы (ассоциация «Дерево настроения», отрядные и рейтинги настроения);
  3. итоговая диагностика помогает оценить результаты реализации программы, её эффективность и уровень (анкета «Оправдались ли твои ожидания от смены», таблица личностного роста, анкета «Как ты относишься…», анкета комфортности, психологического и эмоционального настроя детей в отряде).

Диагностика необходима на протяжении всей смены: на «огоньках», после коллективных дел, перед проведением мероприятия, по окончании Центровской смены.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

  1. Торжественное открытие смены;
  2. Посещение промышленных и производственных предприятий (по группам по направлениям деятельности);
  3. Мастер классы по направлениям:

1. «3D моделирование» – 6 ч.

2. «Компьютерная графика» – 6 ч.

3. «Современное телевидение» – 6 ч.

4. «Фотография» – 6 ч.

5. «Современное телевидение» – 6 ч.

6. «Флористика» – 6 ч.

7. «Автодело» – 6 ч.

8. «Лечебное дело» – 6 ч.

9. «Медицина катастроф «Робот Гоша» – 3 ч.

10. «Кулинарный мастер класс» – 6 ч.;

4. Посещение русского драматического театра;

5. Дружинные мероприятия:

– вожатский шоу концерт

– «Все работы хороши, все профессии важны»

– «Битва хоров»

– «Человек года»

6.    Торжественное закрытие профильной смены

 

 

Яндекс.Метрика