Родителям про возрастные кризы у детей

 28-30 октября 2014 г. по инициативе Министерства образования Республики Саха (Якутия), Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования Республики Саха (Якутия), Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) и других организаций состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: профилактика аддиктивного поведения детей и молодежи».

Активное участие приняли  психологи и медицинские работники Центра «Сосновый бор». На пленарных докладах были освещены актуальные вопросы и проблемы. В обсуждениях мы получили ценную информацию от профессора Московского городского психолого-педагогического университета, детско-подросткового психиатра высшей квалификационной категории (г.Москва), д.м.н. Иовчук Нины Михайловны.Иовчук Нина Михайловна

С точки зрения Нины Михайловны, в охране психического здоровья детей мало внимания уделяется родителями. Многие родители не знают как себя вести в определенных ситуациях.

Родителям нужно знать, что общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьма бурными и резкими, недаром они получили название возрастных кризов.

 Первый возрастной криз у детей приходится на интервал между 2 и 4 годами, второй — от 6 до 8 лет, третий, или пубертатный, — от 12 до 14 лет.

 В  период первого возрастного криза иногда проявляются и несерьезные психические отклонения. Чрезмерное упрямство и капризность. Не придавайте большого значения. Примите к сведению криз, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь спокойным и равнодушным к его поведению, чтобы он не делал. Главное – как можно меньше вмешиваться и торопить ребенка.

Второй возрастной криз совпадает с периодом интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. И как раз в это напряженное для организма время меняется социальный статус ребенка — он становится школьником. Необходимость приспособиться к новому окружению и к новым требованиям создает у некоторых детей предпосылки для формирования комплекса отклонений и нарушений поведения, объединяемых условным термином «школьный невроз».

 Ребенок становится очень тревожным, боится опоздать в школу, что-то сделать не так; у него нарушается аппетит, особенно по утрам, появляется тошнота и даже рвота.  Родителям нужно знать, что чаще всего это бывает с ослабленными детьми, которые достигли школьного возраста, но по физическим и психическим данным отстают от сверстников. Не спешите, поэтому отдавать в школу шестилетнего и даже семилетнего ребенка, если врач детской поликлиники считает, что он еще недостаточно к этому подготовлен.

 Первоклассников, кроме, конечно, крепких, выносливых ребят, не следует загружать дополнительными занятиями в музыкальных школах, спортивных секциях, студиях: пусть сначала хорошо адаптируются к школе.

 Физиологические особенности данного возраста (6 — 8 лет), психологические трудности, возникающие в связи с адаптацией к школе, могут спровоцировать декомпенсацию скрыто протекавших повреждений головного мозга, которые были связаны с осложнениями беременности или родов, инфекциями, травмами первых лет жизни. Это проявляется повышенной утомляемостью, двигательным беспокойством, возобновлением возникавшего в дошкольные годы заикания, недержанием мочи. И тогда, конечно, родителям не обойтись без помощи врача, психолога.

 Очень важно создать ребенку дома спокойную обстановку, не предъявлять непосильных требований и уж, конечно, не наказывать за грязь в тетради или невыученный урок, — так можно только усилить негативное отношение к учению.

Родителям нужно знать, что наиболее выраженные физиологические и психологические изменения происходят в 12 — 15 лет (3 возрастной криз).

 Подросткам-мальчикам в этом возрасте свойственны возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность, у девочек преобладает неустойчивость настроения. Для тех и других характерно сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом, равнодушием, а нередко и с черствостью к окружающим, в том числе к самым близким. Стремление к самостоятельности, вернее, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки.

Родителям нужно знать, что для подростков типичны реакции группирования, то есть стремление к времяпрепровождению в группе сверстников — это для них тоже один из способов самоутверждения.

Подросток требует не меньшего, а, может быть, большего внимания родителей, чем первоклассник. Но относиться к нему надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать, как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, а постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное.

Родителям нужно знать, что возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от вашей любви, позитивных отношений друг другу и условий, в которых он живет.

Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

 Пленарное заседание

Яндекс.Метрика