60 лет проекту ЮНЕСКО «Ассоциированные школы»

В 2013 году исполняется 60 лет проекту ЮНЕСКО «Ассоциированные школы». Ассоциированные школы ЮНЕСКО действуют в 174 странах мира.   В Республике Саха (Якутия) 15 Ассоциированных школ ЮНЕСКО.

В 2012 году статус Ассоциированных школ ЮНЕСКО получили 3 школы: школа «Арктика» (Нерюнгри), Антоновская средняя школа (Нюрбинский улус), Саха гимназия (г. Якутск). Кандидатами на получение статуса «Ассоциированная школа» являются Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый Бор», Мастахская средняя школа Кобяйского улуса, Хатылынская средняя школа Чурапчинского улуса, Школа №9 г. Якутска, Чурапчинская средняя школа имени С.А.Новгородова и другие.

Школы работают для реализации проектов и программ ЮНЕСКО по таким направлениям:

  1. охрана окружающей среды и ее изучение;
  1.  изучение всемирного культурного наследия и туризма;
  2. развитие научно- исследовательской деятельности учащихся, внедрение новых информационных компьютерных технологий;
  3. сохранение культурного разнообразия путем охраны материального культурного наследия;
  4. сохранение и популяризация нематериального культурного наследи;
  5. права человека, права ребенка, демократия, ненасилие, толерантность;

Каждая школа имеет свои потенциальные возможности и  выбирает свое направление, которое ведет к наиболее успешному решению поставленных целей.

Стратегией школ стало создание комфортных условий для профильного образования, отвечающего социальным, духовным, техническим и нравственным потребностям общества.

Флагманские проекты ЮНЕСКО:

Все 15 Ассоциированных школ ЮНЕСКО республики, также школы – кандидаты участвуют в Флагманских проектах ЮНЕСКО: «Образование для всех», «Человек и биосфера» (МАБ), «Экологическое образование», «Всемирное наследие»,  «Всемирное наследие  в руках молодых», «Великие реки», «Атлас исчезающих языков», «Мондиалого», «Культурное разнообразие», «Нематериальное культурное наследие», «Межкультурный диалог», «Память мира», «Права человека» и другие.

Учащиеся Ассоциированных школ ЮНЕСКО являются победителями и призерами городских и республиканских, Всероссийских, международных олимпиад по иностранным языкам, математике, физике, химии, информатике, географии, русскому и якутскому языкам и литературе.

Научно-исследовательская деятельность учащихся поднялась на качественно новый уровень.  На протяжении последних лет ученики профильных и гимназических классов становятся победителями и призерами городской, республиканской, всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее», международных, всероссийских мероприятий в рамках проекта ЮНЕСКО «Великие реки», проекта Новосибирского Государственного университета при финансовой поддержке Европейской Комиссии и ЮНЕСКО «Доступ к локальным культурам посредством образовательной модели развития и поддержки культурного многообразия», Международной Олимпиады студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ», ежегодного молодежного географического чемпионата,  Всероссийского конкурса «Выбираем будущее России», Всероссийского Телекоммуникационного образовательного проекта по физике», Всероссийского Детского литературного конкурса (Система Добровольной Сертификации Информационных Технологий «ССИТ») и др.

Учебные планы Ассоциированных школ ЮНЕСКО республики составляются на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).

Более 30 элективных и специальных курсов направлены на развитие содержания базовых учебных предметов и на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Первостепенное значение придается использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности коллективов.

С каждым годом учителями Ассоциированных школ ЮНЕСКО всё более широко используются электронные учебники и мультимедийные пособия. Каждая предметная кафедра имеет свою медиатеку, включающую аудио и видеоматериалы, обучающие компьютерные программы, тренировочные тестовые программы и тренажеры на СD и  DVD-дисках.

Хотелось бы отметить педагогические инновации и эксперименты Ассоциированных школ ЮНЕСКО Республики Саха (Якутия). Вот некоторые направления, которых осуществляют школы:

– Кюндяинская средняя школа (директор М.Н.Иванова, координатор С.Е. Савинова) «Духовно развитая личность через язык, образование, культуру и здоровый образ жизни».

– Многопрофильная Саха – Бельгийская гимназия» (директор  М.В.Петрова, координатор Л.В. Петухова) «Формирование целостности и открытости системы лингвистического образования в условиях сельской гимназии».

– СОШ №26 г. Якутска (директор Т.Д. Недосекова, координатор Р.И. Сандакова)  «К образованию третьего тысячелетия через развитие  ключевых компетенций  мобильности и успешности выпускника».

– «Бердигестяхская улусная гимназия» (директор Л. П. Агеева, координатор З.И. Чемезова) Воспитание человека XXI-века способного включиться в мировое сообщество через овладение иностранными языками (английским, французским), информационными технологиями, сохраняя национальную культуру и самобытность своего народа на основе толерантности и межкультурной коммуникации.

Физико-математическая школа «Форум «Ленский край» (директор А.Н. Миронова).

Создание единой системы опережающей подготовки одаренных детей и творчески работающих учителей через дополнительные образовательные программы: физико-математическое, естественнонаучное, техническое, аэрокосмическое, информационно-технологическое

– Верхоянская средняя школа (директор М.Н. Юмшанова, координатор Г.Ф. Дабанова) осуществляет проект «Международный культурный туризм детей на Полюсе Холода как средство формирования социально адаптированной личности учащихся» в целях создания открытой образовательной среды, обеспечивающей развитие у каждого школьника способностей к позитивной самореализации, как условия их индивидуального развития.

– «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» (директор О.Ю. Рожкова, координатор О.В. Евстифеева)  Олекминского района Республики Саха (Якутия) работает над реализацией проектов «Мир вокруг нас», «Дом, в котором мы живем».

– Средняя общеобразовательная школа № 38 – Саха-Канадский центр с(директор М.А. Михайлова, координатор И.З. Борисова) с углубленным изучением языков народов Севера и иностранных языков.

Кредо учебного заведения – Воспитание представителей нового поколения, знающих и любящих свой родной язык и культуру, воспринимающих себя как часть мировой цивилизации.

Муниципальное образовательное учреждение Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа № 2 им. М.Т.Егорова (директор А.В. Захаров, координатор С.Н. Николаева) реализует

проект „Гражданин мира“. Данная программа призвана способствовать подготовке молодого поколения к решению и активному участию в многочисленных современных социальных, экономических, экологических проблемах мира, воспитанию учащихся в духе культуры мира и толерантности.

– Хамагаттинский саха-французский лицей» Намского улуса (директор В.И. Эверстов, координатор Ю.Ю. Парникова).

«Диалог культур – это диалог соавторов, реализующих свои человеческие возможности и изменяющихся, развивающихся в процессе совместной (продуктивной) деятельности».

– Сунтарская средняя общеобразовательная школа № 2 им. И.С.Иванова (директор А.А. Герасимов, координатор И.Д. Еремеева) «Социализация учащихся через организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность между общим профильным и профессиональным образованием».

Саха гимназия г. Якутска ( директор В.В. Софронеева, координатор С.И. Климова) «Формирование и развитие у гимназистов  таких ценностей как свобода личности, родной язык, национальная культура, диалог культур, Отечество».

– Школа «Арктика» ( директор В.П. Марфусалова, координатор А. М. Иванова, Нерюнгри) является федеральной экспериментальной площадкой по теме «Модель межрегиональной школы-гимназии народов Севера «Арктика».

Школа реализует  проект  «Создание межрегиональной сети школ  для детей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Целью проекта является создание межрегиональной сетевой связи между образовательными учреждениями для повышения качества образования языкам малочисленных народов, для удовлетворения этнокультурных потребностей обучающихся.

– Антоновская средняя  школа имени Н.Н.Чусовского» (директор Ю.М. Яковлев, координатор М.М. Иванова)  Нюрбинского улуса включена в экспериментальную работу по теме «Развитие социальной компетентности сельского школьника через формирование гражданского заказа»  с марта 2008 года. Проект является продолжением научно – исследовательской работы по претворению в жизнь Программы комплексного развития с. Антоновка «Ситим».

За эти годы состоялись  поездки учащихся Ассоциированных школ ЮНЕСКО Республики Саха (Якутия) в зарубежные страны по различным направлениям:

– Учащиеся и педагоги Саха-бельгийская гимназии выезжают в Бельгию по приглашению «Ассоциации саха-бельгийской дружбы» для прохождения языковой стажировки и проведения культурных мероприятий.  Ежегодно преподаватели из Бельгии, носители французского языка работают в Саха-бельгийской гимназии.

– Учащиеся  Хамагаттинской Саха-французской школы имеет давнюю связь с лицеем Saint Martin de Belleville (Франция) в провинции Савойя (Альпы)  и в Парижском регионе Франции  Ecole des Montelievres Morsang sur Seine. Постоянно они ездят на культурно-языковую стажировку.

– Сунтарская средняя общеобразовательная школа № 2 им. И.С.Иванова ежегодно организует в выездные языковые лагеря г. Якутск и г. Сочи. Всего охвачено 41,4% обучающихся.

– Саха гимназия г. Якутска много лет дружит с гимназией им. Гердера из Нижней Саксонии, организует  стажировки учащихся по углубленному изучению немецкого языка и культуры, ознакомительные поездки в Германию, языковые курсы  школах в Республике Мальта и КНР.

Учащиеся и учителя Ассоциированных школ ЮНЕСКО  Республики Саха (Якутия) выезжают на творческие школы по проекту «Всемирное наследие в руках молодых» в Китайскую народную республику с посещением памятников Всемирного наследия и с отдыхом на Желтом море.

Установлены обмен, прямое и двустороннее сотрудничество со школами, колледжами  в других странах:

1. Двустороннее сотрудничество между селами Хамагатта (Якутия) и Морсан- сюр- Сэн (Франция)

2. Двустороннее сотрудничество между Бердигестяхской улусной гимназии  с лицеем «Сент Шарль» г. Перювельз, Бельгия, с  школой им. Тома Джефферсона Солт-Лейк Сити, штат Юта, США

3. Двустороннее сотрудничество между Хамагаттинской Саха-французской школы  с лицеем Saint Martin de Belleville (Франция) в провинции Савойя (Альпы)  и в Парижском регионе Франции  Ecole des Montelievres Morsang sur Seine

4. Двустороннее сотрудничество между Саха гимназией г. Якутска  с гимназией им. Гердера из Нижней Саксонии Германии.

Очень много хороших слов можно сказать в адрес всем Ассоциированным школа ЮНЕСКО республики, о самоотверженном труде педагогических коллективов этих школ, которые, действительно воспитывают патриотов своего Отечества, граждан  Мира.

Я благодарна, Ф.В. Габышевой, заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), А.С. Владимирову, министру образования республики, его заместителю Е.П. Никифоровой, ответственным работникам министерства образования Н.В. Ситниковой, М.В. Платоновой за их постоянную поддержку и помощь в реализации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»,   несменным активистам движения «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»  С.Е. Нафанаиловой, Р.И.Сандаковой.

С 24 июня по 7 июля 2013 года на базе Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый Бор» состоится международная смена Ассоциированных школ ЮНЕСКО «Я – Гражданин мира». Примут участие Ассоциированные школы регионов России и зарубежных стран. Уважаемые коллеги! Приглашаю всех активно подключиться в организации данной смены  и оказать всемерную помощь.

Я хочу поблагодарить и особенно  отметить усилия директора  Центра «Сосновый Бор», Я.Н. Ивановой и всего педагогического коллектива, которые открыли двери Центра для осуществления идей и планов по развитию движения «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Благодаря, их помощи прошлым летом состоялись 2 смены  школ ЮНЕСКО, где отдыхали и обучались 500 детей республики.

Центр «Сосновый Бор» стал своего рода Штаб-квартирой Ассоциированных школ ЮНЕСКО республики, а в будущем я не сомневаюсь, станет Центром ПАШ  ЮНЕСКО  всего Дальнего Востока.

Уважаемые коллеги!  От всей души разрешите искренно поблагодарить вас за ваш бесценный вклад в воспитании детей и пожелать вам новых творческих успехов, здоровья, благополучия.

Сидорова Елизавета Алексеевна,

член Национального совета проекта  «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» Российской Федерации, координатор ПАШ ЮНЕСКО региона «Саха –Восток», заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), лауреат государственной премии Правительства Российской Федерации в области культуры

Яндекс.Метрика
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять