В Верхоянском районе есть немало удивительных мест, заслуживающих всеобщего внимания своей уникальностью, необычностью. Одним из таких мест является с. Бетенкес, по местному «Адыаччы» – административный центр сельского поселения МО «Адычинский наслег» Верхоянского района Республики Саха (Якутия). Дата образования наслега: 1934 год. Как гласит история наслега, когда в 1638 году русские служимые люди Постник Иванов и Елисей Буза почти одновременно открыли Янский край, то обнаружили что Янге и Онге реках, по Адыаче и Туостааху проживают многие якутские люди, занимающиеся животноводством и коневодством. Якутские роды, проживающие на территории современного Адычинского наслега, назывались «байды», «батагай» и «энге», которые затем образовали наслега I, II Байдунские, Батагайский, II Эгинский. Основным занятиемместного населения было животноводство и коневодство. На территории наслега археологами были обнаружены позднепалеолитические и неолитические стоянки древнего человека. Адыаччы также известна не только в республике, но и в России, в мире своими палеонтологическими захоронениями в местностях «Суулар», «Осхордоох». В 1934 году был образован Адычинский наслег, в следующем году в местности Бетенкес было построено типовое здание школы, вскоре новый поселок стал административным центром вновь образованного Адычинского наслега. Люди из ближайших поселений переезжали в новый поселок, прежде всего, чтобы быть ближе к школе. В 1939 году в связи с проведением программы ликвидации безграмотности была открытаизба – читальня.В 1939 году в наслеге были организованы три колхоза – «КыЬылМаай», «КууЬуТумуу», «Имени С.М. Кирова». Организаторами первых колхозов были С.Н.Слепцов, Г.Г.Чириков, С.Д.Чириков. Первая школа была открыта в 1932 году в местности «Энге-Сайылыга». В 1935 году открыт фельдшерский-акушерский пункт. В 1951 году, вследствие политики укрупнения колхозов, три хозяйства Адычинского совхоза образовали укрупненный колхоз имени С.М. Кирова. В 1961 году на базе колхозов Адычинского, Табалахского, Борулахского наслегов был образован совхоз «Адычинский» с центром в селе Бетенкес. С 1991 года местная школа из восьмилетней стала средней. Сегодня в селе по данным администрации МО «Адычинский наслег» постоянно проживают 920 человек, численность трудоспособного населения 409 человек, детей 272 человек, учащихся 158 детей. Студентов всего 53, из них обучаются в вузах 29. В наслеге проживают 302 семьи. Пенсионеров всего 181 человек, из них участников Трудового фронта ВОВ 20 человек.Во всех видах хозяйств содержится 288 голов КРС, 851 голов лошадей.В наслеге работают 17 предпринимателей, из которых 5 работают в форме крестьянско-фермерских хозяйств.
Здание КСК |
После разрушительного наводнения 2008 года в наслеге введены 51 индивидуальных жилых дома, построены и введены в строй Палеонтологический музей, школа-сад на 30 мест в участке «АлыЬардаах», Центр культуры и спорта общей площадью 738 м2, 3 магазина, 2 пекарни. В 2011 году введена в строй квартальная котельная на 3,75 Гкл, вновь подключены к теплу социальные объекты общей площадью 1870 м2, 42 жилых дома.Всего по наслегу занятого населения 213 человек.В последние годы часть трудоспособного населения, в основном молодежь мужского пола, начала заниматься грузоперевозками. Наибольшего интереса в этом селе заслуживает палеонтолого-краеведческий музей МБОУ «Адычинская СОШ им. В.С. Чирикова», основанный 1 января 1958 года директором школы Слепцовым Михаилом Александровичем. Материалы музея начали
Гора «УлаханСуулар» |
собирать с августа 1955 года учителя и учащиеся того времени под его руководством. Вначале экспонаты были выставлены на четырех полках книжной этажерки в учительской. В настоящее время экспонаты музея размещены в новом шестигранном здании, построенном благодаря усилиям жителей села под руководством избранного в марте 2010 года главой Осипова Михаила Игнатьевича. В музее выставлены 504 экспоната палеонтологии, 2 – археологические, 363 – исторические, 81 – биологические, 12 – современной истории. С 1974 года руководителем музея является Божедонов Николай Герасимович, Почетный гражданин Верхоянского района, Почетный ветеран образования Республики Саха (Якутия).
Кости и череп мамонта |
Тазобедренная кость древнего слона |
В музея собрана и выставлена богатая коллекция палеонтологических экспонатов, найденная, как сверху указывалось, в местностях «Суулар» и «Осхордоох».В «Сууларе» найдены останки зоргелии, древнего парнокопытного животного из косульих, останки которого в мире насчитывается менее десяти особей. Нашлись также кости древнего слона, а не мамонта, когда-то проживавшего на территории наслега. Останки костей мамонта, шерстистого носорога, древних млекопитающих представлены в большом объеме.
В разделе «Краеведение» выставлены множество экспонатов, представляющих богатое историческое наследие наслега, улуса, рассказывающие о быте, жизнедеятельности верхоянцев в 18-20 веках. Из изюминок экспонатов можно выделить коллекцию монет из разных стран, бывшего СССР, где наиболее интересным является монета достоинством 2 рейхсмарки гитлеровской Германии 1937 года.
Якутское седло 19 века |
Экскурсовод – директор школы Ушницкий Н.И. |
Судя по оставленным записям в журнале посетителей музея, его посетили очень много гостей из разных уголков республики, РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Привлекает интерес любого гостя села и памятники, обелиски, посвященные ветеранам ВОВ, знатным людям наслега. Памятник участнику ВОВ Чирикову К.Н.,созданный директором местной школы Ушницким Н.И. вместе с умельцем Стручковым Н.С.к 45-летию Великой Победы, поражает своей лаконичностью и мастерством. Поражает то, что памятник, отлитый из цементного раствора в местных условиях, попроисшествии десятка лет стоит также свежо, без единой трещины и сколости.
Якутская Шамбала – «КиЬилээх» |
р.Туостаах |
И, пожалуй, самым вызывающим интерес людей со всех концов земного шара является бассейн реки «Туостаах», находящийся на территории наслега. Он уникален своим растительным и животным миром. Благодаря своеобразию экологических условий среды обитания, здесь сформировался специфический комплекс живой части экосистемы и является своеобразной жемчужиной Верхоянья, пока еще наименее затронутый воздействием человека. Со слов ученых, список встречающихся здесь птиц включает 137 видов, млекопитающих 30 видов и включает почти половину всего разнообразия фауны Республики Саха (Якутия). Флористический список бассейна включает около 400 видов высших растений, среди которых отмечено более 10 видов редких и эндемичных растений, около 80 видов лекарственных растений. Созданная на его территории индивидуальным предпринимателем В.Х. Чириковым туристическая база «Туостаах-КиЬилээх» является уникальным местом отдыха туристов из всех уголков необъятной республики, России, но и всего мира, которая организует и экскурсионные маршруты на знаменитые горы «КиЬилээх» – так называемую «Якутскую Шамбалу».
Таким образом,Адычинский наслег привлекателен для организации в летне-осенний период приключенческого, экстремального, экологического, научно-познавательного туризма,лицензионной охоты и рыбалки, сбора дикорастущих целебных трав и ягод и при должной организации транспортной логистики вполне возможен для организации отдыха и оздоровления детей республики со всей республики с дальнейшим выходом на мировой туристический уровень. РоссияXXI века успешно реализует свои социально-педагогические функции как уникальная для мировой образовательной практики система детско-юношеского туризма и краеведения..
Организация туристско-краеведческого образования детей на основе кластерного подходаcиспользованием туристских маршрутов «Туостаах-КиЬилээх», «Полюс Холода-Эгинск-КиЬилээх», в перспективе «Боруулаах-Ыыннаах» и сети уникальных музеев Верхоянья эффективно обеспечивалабы реализацию принципов полисферности, непрерывности, многоуровневости, дополнительности и технологичности в детско-юношеском туризме и краеведении: туристско-спортивная (маршруты и дистанции по видам туризма, ориентирование, поисково-спасательные работы и др.); туристско-краеведческая (походы и экспедиции, экскурсии, краеведческое движение, туристы- фото- и видеолюбители, туристы-рыболовы и др.); туристско-познавательная (путешествия и прогулки школьников и др.); туристско-оздоровительная (походы и экскурсии с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рекреационные путешествия и др.); краеведческие исследования (проектная и исследовательская деятельность по геологии, экологии, этнографии, исторической реконструкции, палеонтологии, метеорологии, орнитологии, географии и др.); школа безопасности; школьные музеи и другое.
Реализация кластерного подхода позволило бы в вертикально-горизонтальной структуре системы выстроить межотраслевое взаимодействие учреждений и организаций науки, образования (НПО, СПО, ВПО, общего и дополнительного образования детей), культуры, туризма, экологии, МЧС, здравоохранения, массовой информации, физической культуры и спорта, летнего оздоровительного отдыха, сельских товаропроизводителей, общественных объединений и др.; создать социокультурную среду дополнительного образования;обеспечить социальное партнерствоучреждений образовательного кластера в координации целей и задач, проектировании содержания специальных дисциплин, вариативных учебных программ, спецкурсов, факультативов, форм и условий их реализации; интеграции ресурсов (туризма, краеведения, рекреации, инфраструктуры) и потенциалов (кадровых, организационно-управленческих, материально-технических, информационных, финансовых и др.) институционального и внутрифирменного образования;согласовать требования социального заказа государства, общества и педагогов к содержанию и результатам дополнительного образования детей и др.
Что ни говори, Верхояньепривлекал и будет продолжать привлекать туристов со всей планеты. Как верно отмечают сами верхоянцы, дух спокойствия и степенности, северной медлительности и размеренности, мудрости и интеллигентности, атмосфера гостеприимства и радушия играют и сыграют в этом немалую роль.
Тобохов С.В., методист отдела международных и корпоративных связей
ГАУ ДО РС (Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»