Язык и культура малочисленных народов Севера глазами учителей – носителей языка

Север мой! Ты суров и прекрасен!

Бесконечен таёжный простор.

Только ты надо мною всевластен-

Повелитель в короне из гор!

На занятиях по языкам и культуре малочисленных народов Севера дети погружаются в самобытный мир предков, когда связь с природой была крепка и неразрывна, когда явления природы несли в себе особое, сакральное значение, предопределяющее их дальнейшую судьбу. Сегодня мы побеседовали с носителями эвенкийского, чукотского, эвенского языков, которые вели занятия в Центре «Сосновый бор» в течение всей смены «Моя Арктика».

Михайлова Светлана Степановна (учитель эвенкийского языка)

IMG_9428

Я работаю по приглашению Центра «Сосновый бор» третий год, мне здесь очень нравится проводить занятия по эвенкийскому языку. Все дети очень активные, доброжелательные, любят танцевать, петь, задавать вопросы, все мои рассказы воспринимают с неподдельным интересом и вниманием.

Центр «Сосновый бор» – невероятной красоты учреждение: засаженный цветами зеленый газон, огромный стадион для занятий спортом.

На моих занятиях я рассказываю детям про обрядовую поэзию эвенков, как они относились к реке и местности, как кочевали на своих оленях. Все предметы быта эвенк одымлял над костром, чтобы не повредить спину своего оленя. В процессе кочевания пелась песня «Делихинча», олени идут за ними, звеня колокольчиками. Роль женщины в стойбище была весьма значительной: на хрупких плечах они несли большую работу, особенно в летний период, когда занимались бытом, занимались шитьем, разжигали костры и готовили пищу. От женщины зависела судьба всех ее сородичей, ведь недаром гласило правило эвенков: «Без женщины-матери как бы ты родился? Женщина семейство свое трудом рук своих содержит».

Я выражаю признательность Правительству республики Саха (Якутия) за ведение результативной работы по возрождению и сохранению эвенкийского, эвенского, юкагирского, чукотского языков; руководству Центра «Сосновый бор» за приглашение вести занятия. И выражаю надежду, что в Международной Арктической школе, которая в скором времени будет построена, также будут необходимы педагоги малочисленных языков Севера.

Михайлова Юлия Лимовна (учитель эвенкийского языка)

IMG_9421

Я работаю второй год в Центре «Сосновый бор» и преподаю детям эвенкийский язык. Сейчас в мире существует, по мнению лингвистов, около 7000 языков. И каждый год исчезают один или два языка малых народов. Через 50 лет, по их прогнозам, самым популярным языком в мире станет китайский язык. Всемирный процесс глобализации ведет к унификации языков, что является грустным фактом.

Я думаю, что самое важное, это когда дети, покидая «Сосновый бор», уходят с важной мыслью во что бы то ни стало сохранить свой язык. С другой стороны, многие дети не знают, как это сделать, потому что тяготеют в основном к большим языкам. Я призываю родителей уделить больше внимания данному вопросу сохранения своего языка, так как от них многое зависит. Есть прекрасный опыт малочисленного народа саамы, которые за 20 лет возродили и воссоздали свой родной язык. А для того, чтобы язык был забыт, нужно только одно поколение, после которого наступит конец родному языку…

Дети должны задуматься над тем, как прекрасен мир вокруг, когда в нем много культур, а культура будет сохранена только тогда, когда будет сохранен язык!

Степанова Ирина Афанасьевна (учитель эвенского языка)

IMG_9414

Дети в Центре «Сосновый бор» очень любознательные и активные, несмотря на то, какой они национальности и изучали ли ранее язык.

На моих занятиях они уже стали общаться между собой короткими фразами на эвенском языке, а одна академия написала сочинение про семью.

Если хоть один ребенок будет говорить на своем родном языке, то это уже очень большой плюс. Детям республики я желаю быть счастливыми, умными и успешными!

Дьячкова Жанна Андреевна (учитель чукотского языка)

IMG_9437

Вот уже второй год я веду занятия по чукотскому языку. Я сама по национальности чукчанка. Старалась проводить свои занятия нетрадиционно, чтобы они не были похожи на обычные уроки. Свои занятия провожу в форме диалога, при помощи которого дети учатся выражать свое мнение.

Чукотский язык сейчас носит статус мертвого языка, потому что разговаривает на нем только старшее поколение. Дети носителей языка не разговаривают и не проявляют интереса, в отличие от тех людей, которые языку и культуре специально обучаются. Теряя язык, мы теряем свое лицо, свою уникальность. Дети, которые были у меня на занятиях, такие открытые, мы старались разговаривать на языке в практической части занятий. В простой разговорной форме ребята научились разговаривать.

Я желаю им быть такими же открытыми, но чтобы это не было толерантно, потому что эта толерантность предполагает терпимость. И все дети согласились с тем, что это не то чувство, которое мы испытываем друг к другу. Это должно быть уважение к человеку другой национальности, к языку и культуре, потому что каждый человек несет в себе мир.

Яндекс.Метрика
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять