Песочная терапия, безусловно, является «свежим веянием» в современной мировой психологической практике. Инновационность данного направления психологической помощи на сегодня признается всеми – кто только ознакомился с методом и теми, кто, пройдя специальное обучение, уже практикует ее в своей работе с клиентами. В условиях Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» г. Якутска песочная терапия вошла в систему психологического сопровождении сравнительно недавно, с июля 2015 года. С самого начала данный метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный и приемлемый в работе как с детьми и подростками, так и со взрослыми. При этом следует отметить, что «Сосновый бор» является единственным местом в Якутске, где предоставляются психологические услуги по методу юнгианской песочной психотерапии.
В этой статье мне бы хотелось ознакомить читателя с особенностями данного метода психологической практики.
Основа и история метода песочной терапии
Изначально метод песочной терапии сформировался в рамках аналитической психологии швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга и базируется на концепции «глубинной психологии», «коллективного бессознательного», «архетипов». По мнению Юнга, человек является не столько биологическим и телесным существом, а сколько социальным и духовным, ментальная сущность которого заключается в создании культурных символов. Символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства человека, способные преобразовать психическую энергию – либидо – в позитивные, конструктивные ценности. Символы человечества отражены в содержаниях сновидений, мифов, религиозных верований и являются средствами справиться с возникающими конфликтами при помощи исполнения желаний. Техника «песочной терапии» базируется на работе именно с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.
Известно, что в своей психоаналитической практике Юнг не раз обращался к «помощи» живой природы, проведя свои сеансы терапии с клиентами на лоне природы – у морского побережья, где поверхность земли была богато усыпана песком, всевозможными камешками и ракушками – их Юнг использовал для обозначения символов психического мира клиента. Позже, во второй половине ХХ века, его ученица, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калфф, методически и научно разработала собственно сам метод, получивший название Sandplay (sandtherapy). Ее терапевтический метод — сэндплэй использовался вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.
Что такое песочная терапия? (суть метода)
Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает клиента в детство и способствует активизации «архетипа ребёнка». Пройдя через собственный опыт знакомства со своим «внутренним ребёнком», что существует сейчас, и является системой, функционирующей в настоящем, человек прокладывает путь к будущему преображению личности. Главным принципом, положенным в основу метода sandplay является «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент (ребёнок или взрослый) может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как изображение в формате 3D какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.
В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и со взрослыми. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, — юнгианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов (International Society of Internal Medicine / ISIM), использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.
Юнгианская песочная терапия в «Сосновом бору»
В этой части статьи я бы хотела немного рассказать о своей практике данного метода в психологической работе с детьми, подростками и взрослыми. Как уже говорилось выше, песочная терапия в современной психологической практике признана наиболее действенным и эффективным методом психотерапевтической работы при широком спектре психологических проблем. Это могут быть ситуации, связанные с: семейными отношениями (детско-родительские, супружеские), взаимоотношениями между людьми (партнерские, личные и деловые), зависимым поведением (курение, алкоголизм, игромания, трудоголизм и пр.), трудностями в принятии решения (в личной жизни и бизнесе), психосоматическими заболеваниями, трудностями социально-психологической адаптации, суицидальным поведением, стрессовым состоянием, самопознанием и раскрытием творческого потенциала.
Квалификация, подтверждаемая удостоверением и сертификатами по юнгианской песочной психотерапии, в данное время позволяет мне работать с клиентами в возрасте от 12 лет и старше. Потому консультации носят сугубо индивидуальный характер, это означает, что сеанс терапии проводится с ребенком без участия родителя, при личном согласии ребенка, что вполне приемлемо в условиях детского санатория. Однако индивидуальную форму работы с песочницей целесообразно проводить в ситуациях, когда требуется оказание помощи ребенку или подростку, находящемуся в критической стадии конфликта – после определенного психологического инцидента или когда ребенок длительное время находился в травмирующей ситуации. В обычной практике психологической работы песочная терапия предлагается любому, кто желает познать себя или получить конкретные ответы и рекомендации по волнующему его жизненному вопросу. В этом случае, уместна групповая форма работы, когда сеанс проводится одновременно на 3-4 клиентов. Длительность сеанса песочной терапии варьируется от 1 до 2,5 часов. Следует отметить, что в экономически развитых странах – в Европе, США и Японии, юнгианская песочная терапия является самой дорогостоящей психологической услугой. В России же, юнгианская песочная терапия также стала излюбленным методом психологических услуг у политической и бизнес элиты, к примеру в Москве и Санкт-Петербурге один час консультации по «юнгианской песочнице» варьирует от 8 до 15 тысяч рублей. Однако в условиях нашего Центра «Сосновый бор» каждый, кто отдыхает или работает, может бесплатно воспользоваться данным видом психологических услуг.
За относительно небольшой отрезок времени запуска данного метода психотерапии в «Сосновом бору» прошли консультацию 92 клиента в возрасте от 12 до 72 лет. В летнее время это были, в основном, дети и подростки, а в октябре месяце прошли консультацию люди пожилого возраста из смены «Опыт поколений».
Опыт работы с «песочницей» в «Сосновом бору» позволяет обобщить и классифицировать круг проблем, характерных для каждой возрастной и социальной категории. Так, проблемы подростков, как правило, выражаются во взаимоотношениях со сверстниками, при этом Эго ребенка, чаще всего, бывает никак не выраженным, а семейные устои и отношения – нарушенными. В подростковом возрасте наиболее ярко выступают особенности поло-ролевой, гендерной социализации. В особую группу риска необходимо отнести мальчиков-подростков с выраженной геймер-зависимостью, у которых в «песочнице» преобладают символы внешней агрессии, «Я» у такого подростка опять же никак не выражена, либо имеет множественное воплощение, что указывает на сильные диффузные внутриличностные конфликты. Надо отметить, что, несмотря на трудности самой проблемы, терапия с такими подростками целесообразна в групповом варианте и должна быть многоразовой – состоять минимум из 10 сеансов, которые подросток может пройти в течение 3-6 месяцев.
Проблемы, с которыми обращаются старшие дети – учащиеся выпускных классов, в основном, имеют «профориентационный подтекст» и касаются такого феномена как «отношение к своему будущему». Это – вопросы, касающиеся жизненного и профессионального самоопределения. Опять же, наличие конфликта может затормозить развитие личности в этом направлении. Когда мы обнаруживаем проблему, связанную не столько со сверстниками, а близкими значимыми людьми и идеалом. Чаще всего конфликт с родителями оказывается барьером в обнаружении себя в будущем, представления о своей будущей жизни и своего места в ней.
Для взрослых клиентов наиболее распространенной проблемой являются отношения с близкими людьми – партнерские, супружеские, воспитания детей. Проблемы хронической усталости и стресса – тоже оказываются актуальными для людей среднего возраста. Интересным представляется контингент лиц пожилого возраста, для которых волнующими являются вопросы экзистенциального плана (отношение к болезни, смерти, одиночеству, преодоление возрастного кризиса). Также весьма характерными для данного возраста являются переживания по поводу будущего своих взрослых детей внуков.
Вот, в целом, так можно обозначить типичные проблемы, которые имеют место быть на каждом возрастном этапе развития личности человека. Конечно же, пути выхода из трудных ситуаций, для каждого клиента индивидуальны и определяется уникальностью его жизненного пути. «Песочница» дает каждому клиенту исчерпывающий ответ на волнующую проблему, позволяя человеку самому убедиться в раскрывающейся перед ним психологической реальности. Инсайт у каждого клиента обязательно происходит ближе к заключительной части сеанса, после которого психологу остается актуализировать и обозначить в сознании клиента «внутренний маршрут» преобразования собственной жизни уже с новым осознанием себя и действительности.
Опыт проведения консультаций по методу юнгианской песочной психотерапии в санатории «Сосновый бор» позволил мне убедиться в действенности метода при любых психологических проблемах и ситуациях, независимо от этнической принадлежности, социального статуса и вероисповеданий. Кстати, последнее, затрагивая экзистенциальные проблемы современного человека, оказываются для него наиболее сильными и мощными ресурсами, позволяющими пережить в «песочнице» собственную «самость» (единение с внутренним богом).
Консультации по юнгианской песочной психотерапии проводятся по вторникам и четвергам с 10:00 до 17:00 ч. в кабинете №242 спального корпуса Центра. На консультацию можно заранее записаться у психологов в кабинете №240.
Любовь Дмитриевна Старостина,
педагог-психолог ЦОиОД «Сосновый бор»,
кандидат психологических наук,
доцент Института психологии СВФУ им. М.К. Аммосова.