«Учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе»
Учреждения, участвующие в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», представляют собой несколько уровней образования: дошкольный, начальная школа, средняя школа, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей. Руководствуясь одной идеей, они работают по четырем направлениям: распространение информации об ООН и ЮНЕСКО, экология, охрана окружающей среды, изучение всемирного культурного и природного наследия, права человека и ребенка, демократия. Принципами ЮНЕСКО являются 4 задачи: учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе.
В 1953 году 15 государств – членов ЮНЕСКО предложили в качестве эксперимента проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (ПАШ) как координирующую международную программу в области школьного образования. Сегодня 9000 Ассоциированных школ ЮНЕСКО в 180 странах мира.
В Российской Федерации в систему ассоциированных школ ЮНЕСКО входят более 200 учебных заведений. География проекта РФ – от Дальнего Востока до Калининградской области, от Кольского полуострова до Северного Кавказа Его координацию осуществляет Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО и Национальный координатор проекта. Раз в два года проводятся Всероссийские конференции участников. Один раз в год – региональные конференции. Ассоциированным школам ЮНЕСКО выдается сертификат за подписью Генерального директора ЮНЕСКО, который действителен на период участия школы в проекте. До момента получения сертификата школа пользуется временным статусом «Школа – участница ПАШ». Уникальность проекта «Ассоциированные школа ЮНЕСКО» в том, что он достаточно динамичен и демократичен. Доброй традицией международной системы ассоциированных школ стали организация и проведение участниками ПАШ специализированных семинаров, конференций, олимпиад, летних школ по направлениям деятельности ЮНЕСКО.
Для реализации проектов и программ ЮНЕСКО школы работают по следующим направлениям:
- Охрана окружающей среды и ее изучение;
- Изучение всемирного культурного наследия и туризма;
- Развитие научно- исследовательской деятельности учащихся, внедрение новых информационных компьютерных технологий
- Сохранение культурного разнообразия путем охраны материального культурного наследия;
- Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия;
- Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие, толерантность.
В 2006 году организовали первую Международную творческую летнюю школу «Я – Гражданин мира» на базе ФМФ «Ленский край».
Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» (г. Якутск), является базовой площадкой по реализации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» региона «Саха-Восток» с 2012 года.
Основные цели и задачи творческих смен – повышение мотивации к изучению и совершенствование иностранных языков (английский, французский, немецкий, японский, китайский, корейский языки, русский, якутский для желающих детей из зарубежных стран); развитие личностного потенциала школьника, подготовка молодежных лидеров; установление взаимопонимания, сотрудничества и дружбы между участниками смены; отдых и оздоровление; повышение уровня информированности мирового сообщества, ознакомление с вековыми традициями культуры коренных народов, культурными и природными памятниками Якутии.
Мы с уверенностью можем предположить, что опыт, накопленный за эти годы, поможет проложить путь к перспективному сотрудничеству с регионами нашей необъятной России и зарубежными партнерами в рамках проекта АШ ЮНЕСКО. Надеемся, что мы все вместе будем двигаться вперед к идеалам мира, творчества и прогресса!
Сидорова Елизавета Алексеевна, сопредседатель национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Республике Саха (Якутия), Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2007 г.