27-28 июля молодежь из разных регионов России, приехавшие на смену «Я – гражданин мира» приняла участие в ролевой деятельностной игре «Модель исполнительного совета ЮНЕСКО» по теме «Защита и сохранение языкового разнообразия». В настоящее время сохранение языкового разнообразия является актуальной задачей, поскольку, по мнению экспертов около 2000 языков, на которых говорят сегодня, исчезнет уже к концу этого столетия. С исчезновением устных недокументированных языков человечество может потерять не только свое культурное богатство, но также важнейшие древние знания, содержащиеся в языках коренных народов.
В игре приняло участие 56 человек. Организаторами игры выступили Будикин Иван Евсеевич, председатель Ассоциации клубов ЮНЕСКО Якутии, учитель истории и обществознания, его ученики 7-10 классов из разных школ города Якутска.
Игра началась перекличкой делегатов от 37 стран. В игре приняли участие школьники Якутска, Калининграда, Омска, Забайкалья, республики Бурятия, Кореи, Шотландии. Делегаты проголосовали за регламент и ознакомились с правилами проведения модели исполнительного совета ЮНЕСКО.
Началось заседание с выступления эксперта Париловой Варвары, студентки 4 курса ИЗФиР СВФУ, председатель студенческого органа самоуправления, которая много раз участвовала в подобных играх. Эксперт отметила опасность исчезновения языков в регионах с наибольшим языковым разнообразием. За последние 5 веков в северной Америке исчезло 115 языков. В Европе и в малой Азии 75 языков. Специальная группа экспертов ЮНЕСКО подготовила доклад «Жизнеспособность и исчезновение языков», создан «Атлас языков мира под угрозой исчезновения». Эксперт призвала представителей от государств описывать работу стран по сохранению языковому разнообразию и формировать предложения для резолюции.
На заседании работали «почтальоны» – члены секретариата, через которых передавались вопросы и ответы от делегата к делегату. Открылось заседание исполкома выступлением делегата от Аргентины (Хашиева Магомеда, Калининград), он в частности сказал, что в Аргентине большой проблемой является исчезновение языков народов населявших эту территорию до колонизации Америки.
Два местных языка исчезли, еще несколько находятся под угрозой исчезновения – на них говорят лишь пожилые люди, чьи потомки предпочитают более распространенные языки. Абипон, Чане какан – это уже вымершие языки, на которых говорили коренные народы. Единственный письменный документ на языке какан был утерян, язык коколиче больше не используется в повседневной речи, но иногда используется в театре.
Наиболее интересными выступлениями были выступления делегата от Индии (Антона Новоселова, из Омска). Антон предложил создать коалицию для совместного решения выявленных проблем. Делегат от Испании (Алдар Сандапов, из Улан – Удэ) описал языковые проблемы представляемой страны. Делегат от Российской Федерации Бочонина Уйгулаана рассказала о языковом многообразии России и особенностях Якутии, в которой проживает более 120 национальностей.
Данчин Олег, представлявший Францию, отметил, что во Франции помимо официального французского , существует и множество диалектов баскский, бретонский, фламандский, эльзасский (немецкий), каталанский, корсиканский (итальянский),окситанский. Но политика Франции направленная на объединение колоний, стимулировала использование официального французского языка , и игнорировала диалекты.
Со слов делегата от Парагвая (Крутой Данила, Калининграда) участники заседания узнали, что в настоящее время в Парагвае происходит процесс формирования национального литературного языка на основе стихийно сложившегося гибридного языка, который постепенно занимает позиции, ранее принадлежавшие только испанскому. Поэтому он предложил сохранить первоисточники языкового разнообразия в едином словаре, поощрять изучение в лингвистических вузах чистых,древних языков, рекомендовать изучать в образовательных учреждениях несколько языков.
По окончанию игры «Модель исполнительного совета ЮНЕСКО» была выработана итоговая резолюция, в которой были указаны основополагающие международные механизмы, направленные на защиту и сохранение языкового разнообразия.
Серкина Ю.М., учитель школы ЮНЕСКО МБОУ СОШ №10 г. Калининграда, Нафанаилова С.Е., председатель общественного совета АШ ЮНЕСКО РС(Я).