Методист отдела ВиДО
ГАУ ДО РС(Я) ЦО и ОД «Сосновый бор»
Нафанаилова Саргылана Семеновна
Общеизвестно, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) является крупнейшим в мире межправительственным форумом по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. И одним из первых широкомасштабных проектов ЮНЕСКО стал проект, ориентированный на школу, – UNESCO Associated School Project Network (Проект «Сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО»).
История проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (АШЮ) началась в 1953 г., когда в состав Ассоциированных школ ЮНЕСКО входило всего 33 школы из 15 стран мира. Сегодня ASPnet – глобальная сеть ЮНЕСКО, один из самых продолжительных и удачных проектов организации. На данный момент он объединяет 181 страну и 10 тысяч образовательных учреждений, среди которых дошкольные учреждения, начальные и средние школы, профессионально-технические училища, а также организации профессиональной подготовки учителей. В то же время участники проекта во всем мире ведут свою работу по четырем основным направлениям деятельности:
– Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО,
– Экология, охрана окружающей среды,
– Изучение всемирного культурного и природного наследия,
– Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие.
Республика Саха (Якутия) присоединилась к проекту АШЮ в 1996 г. Сегодня ассоциированные школы ЮНЕСКО Российской Федерации ставят перед собой важные задачи: изучение, внедрение и распространение позитивного опыта в системе образования и воспитания; создание условий для творческого и научного развития педагогов учебных заведений; развитие межкультурной коммуникации и содействие укреплению мира; создание дополнительных возможностей для развития международных контактов школ ЮНЕСКО. Национальным координационным центром ассоциированных школ ЮНЕСКО разработано Положение «О реализации в Российской Федерации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Оно утверждено Министерством образования и науки Российской Федерации и согласовано с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В документе прописаны структура и принципы реализации Проекта в Российской Федерации.
В данное время в республике 21 школа имеет статус ассоциированной школы и 6 школ имеют статус школы-кандидата. Ассоциированные школы ЮНЕСКО РС(Я) работают по направлениям:
- охрана окружающей среды и ее изучение;
- исследование прав ребенка, права человека, проблем толерантности и защита демократических ценностей;
- изучение всемирного культурного наследия и туризма;
- развитие научно- исследовательской деятельности обучающихся, внедрение новых информационных компьютерных технологий;
- сохранение культурного разнообразия путем охраны материального культурного наследия;
- сохранение и популяризация нематериального культурного наследия;
- распространение информации об ООН и ЮНЕСКО.
Отметим, что АШЮ не представляют собой особой, «привилегированной» категории образовательных учреждений: они являются частью национальных систем образования в каждой стране. АШЮ – это такие школы, которые подчеркивают свою приверженность идеалам ЮНЕСКО, связаны, «ассоциированы» с Организацией в изучении и распространении ее мировоззренческих идей, включают в свои учебные программы и деятельность различные компоненты, направленные на укрепление международного взаимопонимания и сотрудничества по достижению этой цели.
Стратегией школ стало создание комфортных условий для профильного образования, отвечающего социальным, духовным, техническим и нравственным потребностям общества. Ученики Ассоциированных школ являются победителями и призерами городских и республиканских, Всероссийских, международных олимпиад и конференций по иностранным языкам, математике, физике, химии, информатике, географии, русскому и якутскому языкам и литературе.
Центр «Сосновый бор» вошел в сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО в 2013 году и стал базовой площадкой по реализации проектов Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Основной целью работы базовой площадки состоит в том, чтобы создавать необходимые условия для социального партнерства между Ассоциированными школами Республики и за ее пределами. Данное партнерство является необходимым направлением развития профессиональных компетенций и обмена опытом для учителей и администрации.
С этой целью на базе Центра проводится ежегодная Международная летняя творческая школа «Я – гражданин мира», в рамках которой организуются заседания Национального Совета проекта АШЮ по обсуждению передовых практик, семинары и курсы повышения квалификации учителей ассоциированных школ, а также конференции для обучающихся. Ежегодно учащиеся со всей Республики и регионов РФ участвуют в Межрегиональной научно-практической конференции школьников «Всемирное наследие в руках молодых», которая организуется Общественным советом ПАШ ЮНЕСКО РС(Я), министерством образования и науки РС(Я) и Комиссией Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО при Главе Республики Саха (Якутия). Характер социального партнерства в этом отношении приобретает особое звучание, поскольку мероприятия проводятся под эгидой ЮНЕСКО, при непосредственном участии Национальной комиссии. Представляется, что наилучшим свидетельством значимости таких мероприятий являются отзывы самих участников.
Участниками Международной летней творческой школы становятся обучающиеся и учителя Ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации от 9 региональных центров: «Балтика – Север»; «Юг-Кавказ»; «Саха – Байкал»; «Сибирь – Алтай»; «Урал»; «Республика Башкортостан»; «Волга»; «Центр»; «Москва»; а также обучающиеся из зарубежных стран: Великобритания, Южная Корея, ОАЭ, Чехия, Гонконг, специальный административный район Китайской Народной Республики, Республика Казахстан.
Целью международной смены является:
– распространение информации об ООН и ЮНЕСКО;
– создание и развитие эффективной системы в организации оздоровления, обучения, воспитания и отдыха детей;
– содействие повышению мотивации детей изучать иностранные языки, культуру, быт, традиции народов мира путем создания естественных условий, развитие межкультурной коммуникации и содействие укреплению мира;
– создание дополнительных возможностей для развития контактов Ассоциированных школ ЮНЕСКО и обмен опытом работы в обеспечении качественного образования и организации учебного процесса, реализации инновационных подходов в обучении, в разработке учебно-методических материалов, в мотивации учебной деятельности, в гармонизации взаимоотношений между учителем и учениками, привлечение учеников к научно-исследовательской работе.
Отличительной чертой смены «Я – гражданин мира» является вовлечение детей в полилингвальную среду общения – преподавателями-носителями языка проводятся языковые спецкурсы по русскому, английскому, французскому, немецкому, японскому, китайскому, испанскому, корейскому языкам; непосредственно прямое общение детей из разных стран; проведение дней различных стран и соответствующих мероприятий по коллективно-творческой деятельности.
Учитывая кратковременность пребывания детей в Центре, основным методом организации деятельности является игровая модель смены. Игровая модель смены – это модель, в основании которой лежит игра, и прежде всего игра ролевая, через которую подросток познает важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь. В ходе игры решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития воспитанников, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружающей действительности
За время работы Международной летней творческой школы «Я – гражданин мира» воспитанники получают информацию о деятельности ЮНЕСКО, обмениваются опытом дипломатии, толерантности, распространения идей ЮНЕСКО, нравственных и духовных ценностей, приобретают опыт межкультурной коммуникации и содействия укреплению мира. Следует отметить, что именно открытость ЮНЕСКО, являясь существенным ресурсом развития Ассоциированных школ, формирует систему взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяя отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому.
Рассматривая деятельность ряда проведенных смен отметим, что Центр «Сосновый бор» как базовая площадка по реализации проектов Ассоциированных школ ЮНЕСКО РС(Я), распространяет позитивный опыт системы образования и воспитания и тем самым создает дополнительные возможности для развития международных контактов ассоциированных школ и школ-участниц Проекта.