Основной целью работы отдела ЛФК является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование ответственности за свое здоровье.
В Центре создана инновационная программа по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях детского учреждения», над выполнением которой работает коллектив. В результате этой работы в Центре создана оздоровительно – воспитательная система, т.е. оздоровительная работа планомерно и системно вливается в образовательную деятельность.
В соответствии с оздоровительными программами и технологиями в течение всего срока заезда в каждой группе проводятся занятия по лечебной физической культуре, температурно-миелографический тренинг и лечебный массаж.
Лечебная физическая культура в последнее время широко внедряется в детские учреждениях различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Проведение занятий ЛФК позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах возникновения нарушения осанки и сводов стопы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Главная цель: сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, а такжеформирование правильной осанки и свода стопы.
Основные задачи ЛФК:
- Осуществлять профилактику плоскостопия и нарушений осанки.
- Улучшать функции дыхательной и сердечно – сосудистой системы.
- Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
- Создавать условия психологического комфорта для каждого ребенка.
Основными средствами лечебной физкультуры являются – физические упражнения: дыхательная гимнастика, коррекционные упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, массаж и самомассаж; здоровьесберегающие технологии: «су-джок» – терапия (массаж пальцев – колечками, рефлекторных зон кистей стоп – шариками), музыкотерапия, ароматерапия, температурно-миографический тренинг (Бослаб).
На занятиях используется различный спортивный инвентарь: гимнастические палки, массажеры: массажные валики, массажные мячи, массажные дорожки, дыхательные тренажеры «Паровоз», «Фонтанчик», «Вертушки», мыльные пузыри, тренажеры простого типа и сложного устройства.Занятия ЛФК проводятся в неделю пять раз, по нозологическим группам в зале ЛФК.
Занятия состоят из 3-х частей: разминка, основная часть и заключительная.
1 этап: разминка
Задачи данного этапа:
- Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
- Повышение эмоционального тонуса детей.
- Воспитание стремления заботиться о собственном организме.
Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:
- Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.
- Ходьба по массажным дорожкам
- Упражнения в разных видах ходьбы и бега.
- Упражнение на тренировку дыхательной мускулатуры грудной клетки.
- Комплекс ритмической гимнастики «Восточная гимнастика», который способствует укреплению мышечного корсета, улучшению координации движений, развитию гибкости. Все упражнения дети выполняют сидя на полу «по-турецки» в сопровождении аудиозаписи. Комплекс гимнастики состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением.
Этап разминки готовит организм к более интенсивным нагрузкам во 2 -основном этапе.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- Усиление мышечного корсета; увеличение силы и выносливости мышц.
- Приобретение спортивных навыков: выносливость, гибкость, ловкость.
- Формирование интереса к занятиям на тренажёрах.
На данном этапе, как один из вариантов, используется метод «круговой тренировки». Количество тренажеров, используемых на занятиях, зависит от количества детей. Тренажеры подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например:«Гребля» – «Вертушки» – «Велотренажер» – «Велоэргометр» – «Беговая дорожка» – «Многофункциональный тренажер» – Фитбол – массажные мячи).
Во время тренировки определяется индивидуальная нагрузка, отслеживается самочувствие и выполнение правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя – сидя), замены тренажера. («Гребля» – диск «Здоровье»).
При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам проводится упражнение на расслабление из положения лёжа с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.
После 8 упражнений на тренажерах используется в комплексе упражнение на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.
В заключительной части, решаются следующие задачи:
- Укрепление опорно– двигательного аппарата; улучшение координации движений.
- Снижение тонуса мышц, массаж верхних и нижних конечностей, всего тела.
- Снижение эмоционального напряжения;
- Воспитание чувства ответственности к своему здоровью.
Дети выполняют самомассаж пальцев, кистей рук, стоп с использованием массажных шариков – «су-джок» терапия. Это массаж, в основе которого лежит метод воздействия на биологически активные точки (БАТ), или точки акупунктуры, которые находятся на поверхности тела человека. Воздействие на них может не только вылечить болезнь, но и предотвратить её возникновение. Взаимодействовать можно с помощью массажных колечек, палочек, мячиков, звездочек или природных семян, камешков.
Для самомассажа используются массажные мячи, массажные валики, пластиковые бутылочки с холодной и горячей водой.
Занятие заканчивается ходьбой по массажным дорожкам с целью стабилизации нервного напряжения.
На занятиях ЛФК используются приемы арт-терапии: музыкотерапия.
Музыкатерапия подразумевает создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует созданию положительного эмоционального настроя детей в процессе их двигательно – игровой деятельности.
В начале занятия музыка должна быть относительно тихой, спокойной (упр. на проверку осанки у стены, ходьба по массажным дорожкам), с постепенным увеличением громкости, темпа, ритма (упр. в различных видах ходьбы и бега, комплексах упражнений на фитболах, с гимнастическими палками и т.п.).
Во время проведения дыхательной гимнастики, упражнений на расслабление, различных видах массажа музыка должна быть светлой, нежной, воздушной; можно использовать звуки природы (пение птиц, шум воды и т.п.). При проведении комплекса «Восточной гимнастики», «су – джок» терапии используются восточные мелодии. Музыкальное сопровождение в этих случаях является ассоциативным фоном.
Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применяется словесный комментарий определенной музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации.
Одновременно с проведением занятий ЛФК проходят сеансы ароматерапии – лечение различных заболеваний ароматами природных эфирных масел. Для этого используется аромалампа. Эфирные масла оказывают благотворное влияние на кожу, кровообращение, дыхательную систему, эффективны против многих микроорганизмов, благоприятны для иммунной и нервной систем.
В зале ЛФК используется аэроионизатор воздуха – создавая эффект «горного воздуха». Аэроионотерапия применяется в профилактических целях, а так же для лечения ряда заболеваний.
Проводится реабилитация и диагностический мониторинг на аппаратном комплексе БОСЛАБ-миография. Результаты диагностики отображают эффективность проведения всего комплекса мероприятий занятий ЛФК. Имеется тенденция к снижению заболеваемости и уменьшению количества детей с нарушениями осанки, плоскостопием.
Таким образом занятия ЛФК дают возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений, тренажеров на формирование правильной осанки, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на их здоровье.
В перспективе мы планируем оснащение комнаты ЛФК новым оборудованием: приобретение тренажеров, оборудования для цветотерапии, мягких модулей для комфорта и безопасности детей, пополнения фонотеки для музыкотерапии.
И как сказал ученый С.Я.Эйнгорн:«Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».
А.В.Местникова ,
ГАУ ДО РС(Я) «Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый Бор» г. Якутск