Основной целью работы отдела ЛФК является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование ответственности за свое здоровье.
В Центре создана инновационная программа по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей», над выполнением которой работает коллектив. В результате этой работы в Центре создана оздоровительно – воспитательная система, т.е. оздоровительная работа планомерно и системно вливается в образовательную деятельность.
В соответствии с оздоровительными программами и технологиями в течение всего срока заезда в каждой группе проводятся занятия по лечебной физической культуре, лечебный ручной массаж и массаж на аппарате «ОРМЕД»
Основными средствами лечебной физкультуры являются – физические упражнения: дыхательная гимнастика, коррекционные упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, массаж и самомассаж; здоровьесберегающие технологии: «су-джок» – терапия (массаж пальцев – колечками, рефлекторных зон кистей стоп – шариками). На занятиях используется различный спортивный инвентарь: степ платформа «Тривес», гимнастические палки, мячи фитбол, гантели, эспандеры, гимнастические диски (с магнитами), массажеры: массажная балансировочная подушка, массажные валики, массажные мячи, массажные дорожки, тренажеры простого типа и сложного устройства. Занятия ЛФК проводятся в неделю пять раз, по нозологическим группам в зале ЛФК и кабинете механотерапии.
Занятия состоят из 3-х частей: разминка, основная часть и заключительная.
1 этап: разминка
Задачи данного этапа:
- Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
- Повышение эмоционального тонуса детей.
- Воспитание стремления заботиться о собственном организме.
Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:
- Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.
- Ходьба по массажным дорожкам
- Упражнения в разных видах ходьбы и бега.
- Упражнение на тренировку дыхательной мускулатуры грудной клетки.
- Комплекс ритмической гимнастики, которая способствует укреплению мышечного корсета, улучшает координации движений, развивает гибкость. Все упражнения дети выполняют сидя на гимнастических ковриках на полу, в сопровождении аудиозаписи. Комплекс гимнастики состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением.
Этап разминки готовит организм к более интенсивным нагрузкам во 2 –м основном этапе.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- Усиление мышечного корсета; увеличение силы и выносливости мышц.
- Приобретение спортивных навыков: выносливость, гибкость, ловкость.
- Формирование интереса к занятиям на тренажёрах.
На данном этапе, как один из вариантов, используется метод «круговой тренировки». Количество тренажеров, используемых на занятиях, зависит от количества детей. Тренажеры подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например: «Гребля» – «Вертушки» – «Велотренажер» – «Велоэргометр» – «Беговая дорожка» – «Многофункциональный тренажер» – Фитбол – массажные мячи).
Во время тренировки определяется индивидуальная нагрузка, отслеживается самочувствие и выполнение правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя – сидя), замены тренажера. («Гребля» – диск «Здоровье»).
При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам проводится упражнение на расслабление из положения лёжа с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.
После 8 упражнений на тренажерах используется комплекс упражнений на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.
В заключительной части, решаются следующие задачи:
- Укрепление опорно – двигательного аппарата; улучшение координации движений.
- Снижение тонуса мышц, массаж верхних и нижних конечностей, всего тела.
- Снижение эмоционального напряжения;
- Воспитание чувства ответственности к своему здоровью.
Дети выполняют самомассаж пальцев, кистей рук, стоп с использованием массажных шариков – «су-джок» терапия. Это массаж, в основе которого лежит метод воздействия на биологически активные точки (БАТ), или точки акупунктуры, которые находятся на поверхности тела человека. Воздействие на них может не только вылечить болезнь, но и предотвратить её возникновение. Взаимодействовать можно с помощью массажных колечек, палочек, мячиков, звездочек или природных семян, камешков.
Для самомассажа используются массажные мячи, массажные валики.
Занятие заканчивается ходьбой по массажным дорожкам с целью стабилизации нервного напряжения.
Таким образом занятия ЛФК дают возможность детям узнать о положительном влиянии физических упражнений, тренажеров на формирование правильной осанки, вырабатывают осознанное отношение к своему здоровью, знакомят с доступными им способами его сохранения и укрепления, формируют потребность в ежедневной двигательной активности. Дети получают хороший заряд бодрости и эмоциональный настрой, что положительно влияет на их здоровье.
В перспективе мы планируем оснащение комнаты ЛФК новым оборудованием: приобретение тренажеров, оборудования для цветотерапии, мягких модулей для комфорта и безопасности детей, пополнения фонотеки для музыкотерапии.
И как сказал ученый С. Я. Эйнгорн: «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».
Врач ЛФК и СМ Местникова А.В.