Новая деловая игра «Модель исполнительного совета ЮНЕСКО»

IMG_5967

27-28  июля молодежь из разных регионов России, приехавшие на смену «Я – гражданин мира» приняла участие в ролевой деятельностной  игре «Модель исполнительного совета ЮНЕСКО» по теме «Защита и сохранение языкового разнообразия». В настоящее время сохранение языкового разнообразия является актуальной задачей, поскольку, по мнению экспертов около 2000 языков, на которых говорят сегодня, исчезнет уже к концу этого столетия. С исчезновением устных недокументированных языков  человечество может потерять не только свое культурное богатство, но также важнейшие древние знания, содержащиеся в языках коренных народов.

В игре приняло участие 56 человек. Организаторами игры выступили Будикин Иван Евсеевич, председатель Ассоциации клубов ЮНЕСКО Якутии, учитель истории и обществознания, его ученики 7-10 классов из разных школ города Якутска.

IMG_5947

Игра началась перекличкой делегатов от 37 стран.  В игре приняли участие школьники Якутска, Калининграда, Омска, Забайкалья, республики Бурятия, Кореи, Шотландии. Делегаты проголосовали за регламент и ознакомились с правилами проведения модели исполнительного совета ЮНЕСКО.

IMG_5969

Началось заседание с выступления эксперта Париловой Варвары, студентки 4 курса ИЗФиР СВФУ, председатель студенческого органа самоуправления, которая много раз участвовала в подобных играх. Эксперт отметила опасность исчезновения языков в регионах с наибольшим языковым разнообразием. За последние 5 веков в северной Америке исчезло 115 языков. В Европе и в малой Азии 75 языков. Специальная группа экспертов ЮНЕСКО подготовила доклад «Жизнеспособность и исчезновение языков», создан «Атлас языков мира под угрозой исчезновения».   Эксперт призвала представителей от  государств описывать работу стран по сохранению языковому разнообразию и  формировать предложения для резолюции.

IMG_6027 IMG_6031 IMG_6074

На заседании работали «почтальоны» – члены секретариата, через которых передавались вопросы и ответы от делегата к делегату. Открылось заседание исполкома выступлением делегата от Аргентины (Хашиева Магомеда, Калининград), он в частности сказал, что в Аргентине большой проблемой является исчезновение языков народов населявших эту территорию до колонизации  Америки.

Два местных языка исчезли, еще несколько находятся под угрозой исчезновения – на них говорят лишь пожилые люди, чьи потомки предпочитают более распространенные языки. Абипон, Чане какан – это уже вымершие языки, на которых говорили коренные народы. Единственный письменный документ на языке какан был утерян, язык коколиче больше не используется в повседневной речи, но иногда используется в театре.

Наиболее интересными выступлениями были выступления делегата от Индии (Антона Новоселова, из Омска). Антон предложил создать коалицию для совместного решения выявленных проблем. Делегат от Испании (Алдар Сандапов, из Улан – Удэ) описал языковые проблемы представляемой страны. Делегат от Российской Федерации Бочонина Уйгулаана рассказала о языковом многообразии России и особенностях Якутии, в которой проживает более 120 национальностей.

IMG_6023

Данчин Олег, представлявший  Францию, отметил, что во Франции помимо официального французского , существует и множество диалектов баскский, бретонский, фламандский, эльзасский (немецкий), каталанский, корсиканский (итальянский),окситанский. Но политика Франции направленная на объединение колоний, стимулировала использование официального французского языка , и игнорировала диалекты.

Со слов делегата от Парагвая (Крутой Данила, Калининграда) участники заседания узнали, что в настоящее время в Парагвае происходит про­цесс формирования национального литературного языка на основе стихийно сложившегося гибридного языка, который постепенно за­нимает позиции, ранее принадлежавшие только испанскому. Поэтому он предложил сохранить первоисточники языкового разнообразия в едином словаре, поощрять изучение в лингвистических вузах чистых,древних языков, рекомендовать изучать в образовательных учреждениях несколько языков.

По окончанию игры «Модель исполнительного совета ЮНЕСКО» была выработана итоговая резолюция, в которой были указаны основополагающие международные механизмы, направленные на защиту и сохранение языкового разнообразия.

        

Серкина Ю.М., учитель школы ЮНЕСКО МБОУ СОШ №10 г. Калининграда, Нафанаилова С.Е., председатель общественного совета АШ ЮНЕСКО РС(Я).

Яндекс.Метрика