Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным.
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в творческую поисковую деятельность.
Так, в детском саду «Лингва» при Центре «Сосновый бор» для воспитанников подготовительной группы во втором полугодии текущего учебного года была организована работа по данной форме обучения, которая реализовывалась по программе «Необычное в обычном» научного клуба «Фабрика миров». Основной целью программы является знакомство с необычными явлениями мира вокруг, легкая адаптация к школьной жизни.
На занятиях проектной деятельности по данной программе, будущие первоклассники с помощью нового друга – сказочного дракона Хэлпика посетили разнообразные острова знаний, совершили космические прогулки, узнали о необычных природных явлениях, а также начали познавать тайны слов и цифр. После вводного курса занятий, маленькие проектанты выбрали для себя объекты исследования, которому посвящался итоговый продукт работы – лэпбук. Лэпбук (англ. lapbook) – это развивающая интерактивная папка для детей на определенную тему.
В итоговом занятии, проведенного в формате конференции, юные исследователи представили к защите свои интересные, красочно и творчески оформленные совместно с родителями работы – лэпбуки. Каждая папка была уникальной, яркой и содержательной, исключительно интересной для данного возраста детей: тут были и познавательные игры, тематические карточки с интересной информацией, ребусы, кроссворды, раскраски, пошаговые инструкции как научиться рисовать тот или иной объект исследования и многое-многое другое…
В работе над первым мини-проектом у ребенка формируется интерес к исследованию и экспериментам, появляется мотивация к конечному результату. Участвуя в создании продукта, а в данном случае интерактивной папки – лэпбука, у маленького человека возникает возможность проявить свою фантазию, внести свой вклад при разработке внешнего вида, дизайна и содержания папки. Защита – краткий рассказ о своем проекте – позволяет дошкольнику ощутить ответственность и значимость проделанной работы.
Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать и планировать работу. В рамках этой формы обучения каждый ребёнок получает возможность проявить себя, почувствовать личностную значимость, которое и формирует в будущем уверенность ребенка в себе и своих способностях.
В конце хотим выразить благодарность родителям за поддержку своего ребенка, активное участие и проявленный творческий подход, надеемся, что приобретенный первый опыт исследовательской работы станет нашим дошкольникам первой ступенькой на пути к успеху в школе!
педагог дополнительного образования естественно-научного направления Центра «Сосновый бор» Новгородова Т.В.