12-13 февраля 2015 года в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округасостоялся II Арктический образовательныйФорум, на котором принялиучастиепредставители 19 субъектов Российской Федерации (Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Тюменской, Свердловской, Самарской, Мурманской, Архангельской, Омской, Челябинской, Псковской, Ярославской, Волгоградской, Московской областей, Красноярского и Пермского краев, Республики Саха (Якутия), Москвы, Санкт-Петербурга), а также представители системы дополнительного образования детей Норвегии, Финляндии, Швеции. Республику представлял Тобохов С.В., заместитель директора ГАУ ДО РС (Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор».
Всего в работе Форума приняли участие более 500 педагогов, ученых и экспертов, руководителей образовательных организаций, представителей органов управления в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики, законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, Общероссийского Профсоюза образования, других общественных организаций, родительской общественности, воспитанников учреждений дополнительного образования.
По приезду в г. Салехард для гостей из других регионов ямальцы провели традиционную церемонию пересечения Полярного Круга.
12 февраля с 10 часов Форум начался с открытия в МВК им. Шемановского выставки «Все краски Ямала». Участникам форума и жителям Ямала были представлены творческие работы детей и лучшие практики дополнительного образования по различным направлениям (техническое, экологическое, военно-патриотическое, художественно-эстетическое), организована работа мастер-классов, выступление детских творческих коллективов и исполнителей, учебно-методическими комплексами, учебными пособиями ведущих российских издательств, современным оборудованием компаний-производителей по организации дополнительного образования детей. В выставке приняли участие образовательные организации Надымского, Красноселькупского, Тазовского районов, Приуральского, Пуровского районов, городов Салехард, Губкинский, Муравленко, Новый Уренгой.
Открывая выставку, заместитель Губернатора ЯНАО Татьяна Бучкова отметила: «В условиях современного меняющегося мира, новых технологий, материалов и больших информационных потоков системе образования необходимо уметь успевать за такими темпами. Для этого необходимо создавать такие условия для детей и молодежи, которые позволили бы подчеркнуть их таланты и способности. В этих целях на Ямале работает более ста учреждений дополнительного образования в различных областях – это и спортивные, и художественные, и социальные, и научные направления. Уверена, что в рамках второго Арктического образовательного форума мы сможем совместно обсудить, что же нужно сделать и предпринять для того, чтобы соответствовать темпам сегодняшней жизни и обеспечить подрастающему поколению Арктики возможность самостоятельно определить свою дорогу в будущее».
По словам директора департамента образования ЯНАО Ирины Сидоровой, в настоящее время все больше внимания уделяется дополнительному образованию детей. «За рамками обязательных школьных программ остается много интересного в окружающем нас мире. Познать, потрогать руками, попробовать что-то новое и интересное во время школьных уроков не представляется возможным, но это можно сделать в кружках, клубах, секциях по интересам. Таким образом, система дополнительного образования дает возможность через очень большой выбор программ попробовать себя и найти то дело в жизни, которое потом может быть профессией или стать увлечением на всю жизнь. Кроме того, система дополнительного образования дает возможность найти талантливых детей в разных сферах деятельности и особо поддержать их, дать им возможность стать лидерами. Для умной экономики именно дополнительное образование воспринимается как ресурс развития человеческого потенциала», – подчеркнула глава ямальского образования.
Следует отметить, что в бюджете ЯНАО на 2015 год на дополнительное образование во всех сферах, в частности, в культуре, физической культуре и спорте, образовании, молодежной политике предусмотрено более 2,5 млрд рублей. Кроме того, по словам Ирины Сидоровой, в окружной госпрограмме по развитию системы образования автономного округа выделены специальные средства в сумме 13 млн рублей на Гранты по итогам конкурса проектов развития дополнительного образования детей.
На открытии выставки “Все краски Ямала” заместитель Председателя Законодательного Собрания Ямала Елена Зленко зачитала участникам II Арктического образовательного форума телеграмму со словами приветствия от депутата Государственной Думы Российской Федерации Николая Булаева, который подчеркнул, что дополнительное образование детей рассматривается сегодня какважнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном обществе.
Также к участникам II Арктического образовательного форума “Арктика – территория открытого образования” с приветственной телеграммой обратился директор федерального института развития образования, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования Александр Григорьевич Асмолов, который отметил актуальность темы форума.
Ямальские педагоги дополнительного образования провели для коллег мастер-классы по хореографии, робототехнике, авиамоделированию, основам ветеринарии.
Участники Форума во второй половине дня выезжали в Приуральский район ЯНАО, где посетили Горнокнязескую школу-сад и Аксарский интернат, где проживают дети коренных малочисленных народов Ямала – ненцев, ханты, селькупов,где им широко показали занятия дополнительного образования детей этнокультурной направленности.
Завершился первый день работы форума торжественным концертом ямальских детских творческих коллективов.
13 февраля в здании Правительства ЯНАО было проведено пленарное заседание II Арктического образовательного форума «Арктика – территория открытого образования». Участников масштабного собрания приветствовал Губернатор ЯНАО Д.Н. Кобылкин, который отметил, что в эти дни на Полярном круге им предстоит обсудить концептуальные вопросы, стратегические направления и тактику развития всего российского образования. «Девиз Форума – «Арктика – территория открытого образования» не случаен. Сегодня центр притяжения мировых интересов смещается к Северному полюсу. Здесь закладываются такие основы макроэкономических, геополитических, гуманитарных отношений, которые в перспективе способны изменить жизнь многих государств и народов. В этой связи мы обязаны подумать над тем, как обеспечить эффективное освоение ресурсов Арктики при безусловно бережном отношении к хрупкой природе, соблюдении интересов коренных северян и повышении качества жизни всех, кто здесь живет», – сказал Дмитрий Кобылкин.
Актуальной Глава арктического региона назвал задачу формирования такой культурной, духовной, интеллектуальной среды, которая способствовала бы переходу от «ресурсной» парадигмы развития Арктики к «человеко-ориентированной».
С приветственным словом также выступил Председатель законодательного собрания ЯНАО С.Н. Харючи.
Директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова в своем докладе подчеркнула, что Ямалу, где реализуются уникальные стратегические проекты для всей страны, сегодня нужны специалисты, обладающие компетенциями для работы в суровых природно-климатических условиях, с новыми материалами, обладающие современным инженерно-техническим мышлением, способностью к нестандартным решениям. В то же время остается важной задача сохранения самобытной культуры, традиций и обычаев коренного населения.В Стратегии социально-экономического развития ЯНАО до 2020 года система образования рассматривается как ресурс развития человеческого потенциала. Основная цель Программы развития образования округа – формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики округа.
Такая цель может быть достигнута в системе открытого образования, для создания которой существуют объективные ограничения: удаленность населенных пунктов, труднодоступность местности, суровые климатические условия, недостаточная насыщенность социокультурной среды, по сравнению с крупными культурно-научными центрами.
Для преодоления ограничений к получению ямальцами качественного образования сегодня на Ямале дополнительное образование детей организовано в сферах образования, спорта, культуры, молодежной политики, с обеспечением широкой вариативности, гибкости и уровневости программ. Создана единая информационно-коммуникационная среда на платформе «Сетевого региона», с нарастающей практикой сетевых форм общения, дистанционных технологий и подключения к образовательному контенту Интернета. Как пример – ямальские проекты «1 ученик – 1 компьютер», «Школа – территория Wi-Fi». Также в регионе реализуется политика доступности дополнительного образования для всех детей, независимо от места проживания и социально-экономических условий семьи. «Абсолютное большинство ямальских детей занимаются в системе дополнительного образования, причем более половины из них мальчики, а каждый третий – подросток 15-18 лет. Еще несколько лет назад половозрастная структура была совсем иная в силу преобладания декоративно-прикладного направления. Мы полагаем, что дополнительное образование в округе исторически сложилось как мощный ресурс развития человеческого потенциала, который дополняет и расширяет общее образование, обязательное по федеральному законодательству и ограниченное рамками государственного стандарта», – подчеркнула Ирина Сидорова.
Заместитель Председателя Центрального совета Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Татьяна Куприянова отметила, что руководство Ямало-Ненецкого автономного округа уделяет большое внимание развитию образования всех уровней и направленностей и прекрасно понимает, что в этом заключается огромный ресурс для развития экономики. «Важно, что, стремясь очень последовательно, четко и в полном объеме исполнять решения и Президента России, и Правительства страны, и Министерства образования и науки РФ, Ямал имеет свою особенность в их реализации. Это четкий учет национально-этнических и культурных традиций и особенностей всех народностей, которые здесь проживают. Кроме того, в округе отмечается высокий уровень социального партнерства. Вы хорошо умеете слышать друг друга и принимать решения на основе консультаций и всестороннего обсуждения проблем. При этом просчитываете последствия, в том числе и в первую очередь, социально-экономические», – сказала Татьяна Куприянова.
Говоря о социальном партнерстве в интересах ребенка как о принципе реализации Концепции развития дополнительного образования детей, заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доктор педагогических наук, профессор Ирина Фришман подчеркнула: «Арктический образовательный форум является отличной площадкой для обсуждения не отдельных процессов образования и экономики, а именно социокультурных процессов, которые могут продвинуть регион вперед».
В ходе пленарного заседания участники Форума ознакомились с современными технологиями дополнительного образования детей, а также с системами дополнительного образования детей Швеции, Финляндии и Норвегии.
Во второй половине дня 13 февраля участники II Арктического образовательного Форума на дискуссионных площадках в рамках работы круглых столов участники форума продолжили обсуждение вопросов развития открытого образования в Арктических территориях.
Темы дискуссий затрагивали различные аспекты формирования системы открытого образования: открытое дополнительное образование как ресурс регионального развития, кадровый потенциал педагогов и дополнительное образование как ресурс для сохранения и развития культур Арктических сообществ, дополнительное образование как фактор самоопределения личности в контексте непрерывного образования, современные технологии дополнительного образования детей, основные механизмы нормативного правового и финансово-экономического обеспечения дополнительного образования детей, проблемы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей: пути решения.
На итоговом круглом столе представители дискуссионных площадок озвучили предложения в проект резолюциии была принята за основу резолюция II Арктического образовательного форума «Арктика – территория открытого образования».
В рамках Форума также состоялсяочный тур конкурса программ организаций дополнительного образования детей арктического региона Российской Федерации «Арктур-2015»,где им были проведены творческий конкурс «Презентация команды» и «Защита программы развития организации дополнительного образования детей».
Конкурс был направлен на развитие творческой деятельности педагогических коллективов организаций дополнительного образования детей по обновлению содержания образования, рост профессионального мастерства педагогических работников, распространение опыта работы лучших организаций, поддержку инновационных разработок и технологий, утверждение приоритетов дополнительного образования в обществе.По решению жюри победителем конкурса стала программа развития Центра детского творчества г. Ноябрьска (приз 100.000 руб), 2 место присуждено программе развития Центра детского творчества г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа (приз цветной ксерокс), 3 место – программе развития Центра детского творчества города Лабытнанги (приз фоторинтер).
В целом, следует надеяться, что Второй Арктический образовательный Форум в г. Салехарде поможет найти ответы на многие вопросы образовательной системы, которые скорректируют дальнейшее развитие Арктического образования РФ.
Тобохов С.В.,
заместитель директора по организационно-методической работе
ГАУ ДО РС (Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»