«Когда национальный координатор региона «Саха-Байкал» ЮНЕСКО РФ Елизавета Алексеевна Сидорова пригласила нас – меня и дочку – в международную смену «Я – гражданин мира», мы очень обрадовались этому и сразу согласились. Об этой смене мы уже слышали с публикации на сайте Sakha Open World.
Время приближалось, Мари волновалась, как же состоится общение с детьми и сверстниками. Ей 16 лет, она перешла в 6-й класс академической гимназии города Зальцбурга, где и родилась. Общается на немецком и английском языках и немножко на якутском.
И вот наконец этот день настал, после 22-часового путешествия мы благополучно прилетели в Якутск. Почти сразу началась насыщенная жизнь в Центре «Сосновый бор». С утра были намечены уроки немецкого языка, ведь меня пригласили преподавать его.
Работать с детьми здесь мне очень нравится, они абсолютно все, независимо от возраста, очень любознательны, открыты и хорошо эрудированы. Это одно удовольствие преподносить им разговорный немецкий, рассказывать о своей жизни в Австрии, о стране, куда я 22 года назад попала из-за любви к австрийцу, частичка которого есть и в Якутске, ведь он участвовал в строительстве Медцентра здесь. Что касается Мари, то она попала в лагере в отряд, где есть очень сильные в языках сверстники и благодаря этому они могут общаться без препятствий, заодно она учит русский.
В жизнь лагеря входят и уроки других языков, интересные и познавательные часы корейского, японского, китайского, английского и французского. Кроме этого, дети ездили на экскурсии по городу, в Орто Дойду, Царство вечной мерзлоты, участвовали в танцевальном конкурсе, смотрели представление Ассоциированных школ ЮНЕСКО и скоро поедут на двухдневную поездку на Ленские Столбы.
Во второй неделе состоялась научно-практическая конференция «Я – гражданин мира». Она была разделена на несколько секций, в каждой из которых выступили дети из Якутии и гости из регионов России – Братска, Иркутской области, Улан-Удэ и Воронежа. Я участвовала в работе секции «Всемирное наследие и окружающая среда». Всего выступило более 20 ребят, они подошли к делу очень серьезно и подготовились основательно. Некоторые выступали на английском и французском языках. Лауреатом стал Петров Владимир, ученик 11-го класса Ытык-Кюельской СОШ с докладом на тему: «Биология и экология пресноводных рыб реки Татта».
Я очень горжусь всеми, кто участвовал в работе конференции и хорошо подготовился. Было заметно, что они всерьез занимаются своими темами и проектами.
Нам предстоит еще одна насыщенная, интересная и яркая неделя. Уже сейчас совершенно ясно, что прощание будет очень нелегким и совсем не захочется отсюда уезжать. Я от всей души благодарю национального координатора региона «Саха-Байкал» ЮНЕСКО РФ Елизавету Алексеевну Сидорову, а также педагогов, неустанно вносящие свой большой вклад в слаженную работу Центра «Сосновый бор», Нафанаилову Саргылану Егоровну, Сандакову Розалию Ивановну, директора Центра «Сосновый бор» Яну Николаевну, весь персонал Центра, особенно медиков и поваров, молодых, ярких и интересных вожатых, а также всех детей! Детям хотелось бы пожелать, чтобы они изучали языки и использовали их не только в теории, но и на практике, ездили по разным странам, знакомились с новыми людьми, их жизнью и бытом. Это будет очень важно для того, чтобы вернуться на Родину и помогать делать ее краше, облегчать жизнь людей, обогащаться и обогащать других своими знаниями».
Клавдия Хенке
Зальцбург, Австрия
В пути мы были долгие часы.
Всё дальше, дальше, Северо–Восток.
И вот нам яркие приветствия огни
И радужный приём дарил Сосновый Бор.
И закружились дни, минуты,
Экскурсии, уроки, зоопарк.
Готовили свои научные работы
И вот пришла пора для НПК.
Здесь мир таланта и стремлений,
Идей твоих, упорства и побед.
И это время для чудес свершений
Ты здесь, и это твой успех!
Ты скажешь: «Было классно!»
И слов твоих взлетит вдруг струйка ввысь,
Тебя услышат дети мира,
Ты гражданин его, и этим ты гордись!
Апасенко Дима, Алтай
Международная творческая смена ассоциированных школ ЮНЕСКО «Я – ГРАЖДАНИН МИРА» вот уже в 9 раз собрала представителей школ ЮНЕСКО в России. Второй год подряд оздоровительный центр «Сосновый бор» гостеприимно принимает творческую смену.
Участие в конференции позволило познакомиться с интересными исследовательскими работами и проектами, посвященными Всемирному наследию и сохранению самобытности национальных культур народов Российской Федерации. Запомнятся многие темы и выступления участников. Мы узнали об особенностях национального якутского эпоса Олонхо, о традициях сооружения жилища коренных жителей Якутии, об искусстве соколиной охоты.
В своих работах ребята исследовали принципы организации ЮНЕСКО, критерии в список включения Всемирного наследия, а также типы народных якутских инструментов и многое другое. Содержательные презентации стали успешными иллюстрациями к работе, проделанной участниками конференции.
Канаева Л.А. «Интерлингва», Воронеж
На секции «Всемирное наследие и культура мира» было представлено 23 доклада. География участников представлена ассоциированной школой ЮНЕСКО «Интерлингва» г. Воронеж, а также ассоциированными школами Республики Саха.
На секции прозвучали научно-обоснованные, грамотные, практико – ориентированные проекты. Докладчики, в основном были хорошо подготовлены, использовали демонстрационный материал, в котором докладчики хорошо ориентировались. Авторы работ владели общенаучными, специальными терминами, делали выводы, обобщения. Отмечаем интересные работы: докладчик Булат Бубякин «Улица на котором я живу», докладчик Саввина Анастасия, 10 класс «Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи посредством открыток», докладчик Таппагарова Татьяна, ученица 11 класса СОШ № 26 города Якутска «Лингвокультурные традиции английского народа в прозвищах королей и королев», докладчик Щекина Любовь НОУ «Интерлингва» г. Воронеж «Роль объектов Всемирного наследия Франции и России в деле сохранения мира».
Научно-практическая конференция, проведенная в рамках Международной творческой смены ассоциированных школ ЮНЕСКО «Я – ГРАЖДАНИН МИРА», посвященной 60 – летию выступления России в ЮНЕСКО прошла на высоком организационном уровне и выполнила главные аспекты процесса образования в 21 веке, поставленные ПАШ ЮНЕСКО: «Учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе» содействовала повышению мотивации детей заниматься научно – исследовательской деятельностью, иностранными языками, знать культуру, быт, традиции народов мира. И можно с уверенностью сказать, что международная смена «Я – ГРАЖДАНИН МИРА» добивается поставленных целей в развитии международной коммуникации и в содействии укрепления мира.
Любовь Цыренжапова, заместитель директора
по воспитательной работе Республиканского
Бурятского национального лицея – интерната № 1 г. Улан – Удэ,
уполномоченный представитель Урало – Сибирской АЦК ЮНЕСКО
в р. Бурятия, почетный работник общего образования РФ.