Анна Афанасьевна Седалищева, тифлопедагог, учитель начальных классов ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», отличник образования РС(Я), Почетный работник РФ.
Анна Афанасьевна – знаток по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее знания – это не только знание специальных источников, но и ее личный опыт, ее жизнь, ее судьба, потому что эта жизнерадостная, умная, прозорливая женщина по зову сердца ведет сподвижническую работу в воспитании подрастающего поколения вот уже 36 лет. Анной Афанасьевной был разработан проект «Путешествие в страну Олонхо», направленный на приобщение школьников к культуре родного народа, на развитие собственных ценностей ребенка, его спаянности с семьей, родом, этносом посредством изучения Олонхо с использованием информационных технологий.
На смене “Олонхо в моей жизни” в Центре “Сосновый бор” Анна Афанасьевна находится вместе со своими воспитанниками. Мы решили лично с ними встретиться и побеседовать:
– Профессию тифлопедагога получила в педагогическом институте им.А.И.Герцена. В то время только там обучали этой специальности. Нашими преподавателями были талантливые педагоги, профессора, которые внесли большой вклад в развитие отечественной дефектологии. В 70-е годы, хотя многие говорили, что я выбрала не ту профессию, мы получили фундаментальное образование, сформировавшее нашу культуру мышления и творческие способности.
По приезду в родную республику, трудовую деятельность начала с учителя русского языка в школе слабовидящих детей. Свободной вакансии тифлопедагога пока не было. Несколько лет отработав учителем, 8 лет была завучем. Потом перешла работать в коррекционный класс, работать с детьми, отстающими в учебе из-за проблем со здоровьем.
Наша коррекционная школа дает полноценное, цензовое образование. Образовательная программа соответствует виду образовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа, но обучение продлевается на один год. Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования.
Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности. Думаю, что это будет трудно, ведь даже работая индивидуально с особыми детьми, мы испытываем трудности и только с опытом работы узнаешь все тонкости подхода и обучения особенных детей.
Отходя от консервативных методов обучения, благодаря спонсорской помощи, открыла кабинет коррекционной педагогики «Радуга», где дети обучаются методом игры. Там есть разные головоломки, говорящие азбуки, игрушки.
В Центре дистанционного образования веду курс «Информационные технологии и ИКТ ПервоЛого». Умело сочетая современные технологии и национальный шедевр Олонхо, изготавливаем картины на тему эпоса Олонхо. Всего изготовили 5 картин. Используя эти работы, с помощью кукол изображаем движущиеся картины с озвучиванием и включением движений на произведение П.А.Ойунского «Ньургун Боотур». Детям это очень интересно, принимают участие с большим удовольствием. В будущем планируем снять мультфильм на Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».
Реализация программы «Путешествие в страну Олонхо» позволяет создавать специальные педагогические условия для развития у школьников умения «окунуться» в среду олонхо: организуется изучение народных традиций, обычаев, проводится системная работа над словом, специфичными понятиями. Вся эта работа соотносится с годичным помесячным циклом традиций в культуре саха-якутов. Параллельно с этой деятельностью в увлекательно̆ игровой̆ форме детям дается возможность освоить мультимедийные возможности интегрированной̆ творческой̆ среды на базе языка Лого, что, несомненно, повышает учебную мотивацию и ИКТ-компетенцию учащихся.
Анна Афанасьевна очень скромный человек, благородный педагог с большим сердцем и открытой душой. Мы еще раз убедились в том, что ее уникальный опыт работы помогает в развитии и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.