17 июня организаторы отдыха детей в Якутии встретились на вебинаре для обсуждения организации инклюзивной среды в летних оздоровительных учреждениях. Участие приняли более 35 специалистов, в том числе из муниципальных образований республики, курирующие вопросы летнего отдыха и оздоровления детей.
Вебинар состоялся в рамках мероприятия «Методический четверг» Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор», который проводится еженедельно с прошлого года.
Общая цель сегодняшнего вебинара – создание специальных условий для совместного отдыха и оздоровления, позволяющих каждому участнику в полной мере реализовать свой потенциал.
Открыла вебинар Инна Слепцова, руководитель республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения, олигофренопедагог, психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии. Она отметила, что программы обучения детей с ОВЗ нужно связывать с жизнью. «Приоритетным является не овладение знаниями, а приобретение умений применять знания, овладение определенными способностями», – сказала она.
Айнара Сокольникова, координатор проектов Благотворительного фонда поддержки детей с инвалидностью и детей с ОВЗ Якутии «Харысхал» (Милосердие) подробно рассказала про опыт проведения инклюзивного стационарного лагеря. В рамках всероссийского проекта «Спорт без границ» они организовали летний отдых для детей с инвалидностью и их сверстников в Намском районе. Лагерь стал для детей хорошей площадкой, где можно было отдохнуть, приобрести новые навыки и найти себя. Но самое главное, как отмечают организаторы, проект учит детей пониманию того, что все люди разные. «Это помогает ребенку стать сильнее и открыть для себя дорогу в общество, свободное от стереотипов», – говорят организаторы инклюзивного стационарного лагеря.
Вебинар продолжила заместитель начальника управления образованием Оймяконского района Татьяна Николаева. Инклюзивная среда в Оймяконском районе организовывается на основе разработанной муниципальной программы развития системы образования на 2017-2022гг. «Мы ежегодно предусматриваем мероприятия, связанные с приглашением представителей центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Благодаря работе комиссии мы имеем актуальную информацию по детям с инвалидностью и с ОВЗ». В районе проводятся различные акции для семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью, мастер-классы для мам, разрабатываются программы, одна из них программа по дыхательной гимнастике «Дышите грамотно», которая была распространена по всем районам.
Говоря о программах, Оксана Билюшова, заместитель директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат города Алдан продолжила вебинар рассказом про программу «Мир равных возможностей», которая у них реализуется вот уже несколько лет в пришкольном лагере. Посещают ее не только ученики школы – дети с ОВЗ, но и дети из гимназии и общеобразовательной школы №4 п. Нижний Куранах.
Формы работы здесь разнообразные: игры, презентации, коллективно-творческие дела, викторины, просмотры мультфильмов и кинофильмов, вечеринки, дискотеки, соревнования и прогулки. Каждый день в лагере имеет свое название: «День мастеров», «День волшебных сказок», «День талантов», «День Спасайкина» и т.д. «Вся работа на площадке направлена не только на оздоровление и развитие, но и на социализацию детей с ОВЗ в современном обществе», – говорит она.
По итогам встречи, обсудив представленные практики по организации инклюзивной среды, участники вебинара приняли решение разработать и дополнить нормативную базу в сфере инклюзивного отдыха; организовать работу с родителями; сотрудничать с фондами, волонтерскими организациями; найти новые и актуальные форматы работы с детьми с инвалидностью и детьми с ОВЗ; рекомендовать использовать представленный опыт муниципальных образований и республиканских организаций для организации инклюзивного летнего отдыха детей.
В завершении мероприятия участники поблагодарили организаторов за полезный вебинар и отметили важность и актуальность заявленной темы.
Материалы участников: