Возрастной состав детей: 7-17 лет
Сроки реализации: 17 ноября – 30 ноября 2014 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. Этот подход был подтверждён в 2001 году с принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, организация перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества. В 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию о защите нематериального культурного наследия. Такое название получили устные традиции, традиционные музыка, танцы, ритуалы и фестивали, ремёсла. Характерными особенностями объектов является связь с природой и историей, культурное разнообразие и творчество, передача из поколения в поколение.
В связи с объявлением Десятилетия олонхо в 2006-2015 годах и признанием 25 ноября 2005 года Всемирной организацией ЮНЕСКО героического эпоса шедевром устного и нематериального наследия человечества.
Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала.
Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю.
Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо.
В Республике Саха сказания олонхосутов даже входят в школьную программу. Наиболее талантливых детей обучают искусству импровизации олонхо.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛИ: Погружение школьников в мир Олонхо для установления живой связи с традициями, образом мышления и мировосприятием предков.
ЗАДАЧИ:
- Создание образовательной среды Олонхо;
- Распространение знания об олонхо среди школьников;
- Создание условий для усвоения школьниками навыка эпического исполнительства
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей участников профильной смены;
- обеспечение детям возможности получения общего и дополнительного образования;
- личностный рост участников программы за счет участия в различных творческих и спортивных мероприятиях;
- мотивация детей к здоровому образу жизни, спорту.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Реализация профильной смены осуществляется по программе круглогодичного детского образовательного форума «Воплоти мечту».
Учитывая кратковременность пребывания детей в Центре, основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры. Игра для детей – самый важный вид их деятельности. Использование игры обращено к раскрытию потенциала каждого ребёнка.
- Метод коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности как нельзя лучше подходит для реализации плана лагерной смены. Ребёнок участвует в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, что позволяет реализовать его творческий потенциал. В процессе подготовки к ключевым делам смены, ребята взаимодействуют не только в своих отрядах, но и в разновозрастных группах, которые объединяют представителей разных отрядов.
- Метод театрализации. Особенно ярко он проявляется во время проведения тематических смен. Он реализуется через костюмирование, особый словарь общения, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.
- Метод состязательности. Состязание стимулирует к поиску, открытию, побед над собой. Состязательность распространяется на все сферы деятельности, кроме, нравственной.
- Метод опоры на положительные эмоции ребёнка. Искать в ребёнке хорошее, заметить и оценить его рост, оказать доверие, создать ситуацию успеха для каждого.
- Метод самостоятельности и инициативы. Дети способны на смелые идеи, фантазии. Нужно только вовремя поддержать их инициативу и дать немного самостоятельности. Тогда успех делу обеспечен.
- Метод проектирования социально-значимых программ. Обучение детей методу проектирования и защиты социально-значимых программ позволяет ….
СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Реализация смены состоит из нескольких этапов, соответствующих периодам жизни Центра.
Организационный период (3 дня)
Основная цель этого периода – адаптация ребёнка к условиям и особенностям Центра. Дети знакомятся друг с другом, воспитатели и вожатые узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности: формирование отрядов, выборы органов самоуправления, запуск проектов.
Основной период (9 дней)
На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по проектам:
- реализация основной идеи проектов;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел, кружки по интересам;
- организация деятельности органов самоуправления.
- 1. Заключительный период смены (3 дня)
Подведение итогов прожитой смены: проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены, составление итоговой диагностики по аналитическому материалу, анализ предложений детей, педагогов и родителей по развитию детского Центра в будущем, выработка перспектив деятельности Центра, закрытие лагерной смены.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жизнедеятельность Центра осуществляется в отрядах, численностью до 35 человек. Всего 10 отрядов, сформированных по возрастному принципу: младшие отряды (7-10 лет); средние (11-14 лет) и старшие (15-17 лет). Вожатые – руководители творческих лабораторий, которые продумывают программу работы лаборатории соответствующую тематике смены и налаживают контакты между всеми участниками проекта смены на всех этапах его реализации от идеи до воплощения.
Анализ и планирование деятельности осуществляется педагогическим коллективом перед началом смены и ежедневно. Вожатые хорошо владеют современными технологиями воспитательной работы, методиками формирования и сплочения временного детского коллектива и активно используют их в своей работе. Проводятся утренние сборы отрядов, вечерние огоньки подведения итогов. Серьёзное внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, особенно – с теми, кто первый раз приехал в Центр.
Самоуправление в Центре.
Реализация детской инициативы как внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности позволяет решать задачи:
- освоения детьми организаторских навыков;
- реализации лидерского потенциала;
- получения опыта совместной работы;
- освоения навыков анализа деятельности;
- повышения ответственности.
Органы самоуправления в Центре:
- Тойон;
- Помощники тойона;
- пресс-центр.
Для более полного освещения событий в Центре организуется работа творческой лаборатории «News Блок»
Приезжая в Центр, ребёнок учится жить по режиму. Режим дня в течение смены помогает ребёнку правильно спланировать свое время и укрепить здоровье. При проведении тематических дней, изменении погоды режим может по необходимости частично варьироваться.
Традиционная система дежурства по Центру и столовой способствует развитию социальных навыков поведения, формирует навыки самообслуживания.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Обучение иностранным языкам, дополнительному образованию, осуществление экскурсий, походов, выездов в культурные заведения г. Якутска помогут детям в обретении новых знаний, расширению кругозора и научат их бережно и с любовью относиться к своему родному краю, стране, к своей Планете.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СМЕНЫ
- Торжественное открытие смены «Олонхо в моей жизни»
- Работа мастерами педагогами, открытые мастер – классы
- Выезд в Якутский гос. объединенный музей истории и культуры народов Севера имени Е. Ярославского
- Выезд в национальный художественный музей имени Габышева
- Научно-практическая конференция «Олонхо в моей жизни»
- Торжественное закрытие профильной смены.