МОДЕЛЬ СРЕДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО (ОТКРЫТОГО) ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

МОДЕЛЬ СРЕДЫ НЕФОРМАЛЬНОГО (ОТКРЫТОГО) ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Авторы:

  1. ГАУ ДО РС (Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»», директор Иванова Я. Н. (Адрес: 677008, г. Якутск, Сергеляхское шоссе 12 км. Тел/факс: (4112) 368928, 368264. Адрес эл. почты: vita1_50@mail.ru).
  2. ГКОУ РС (Я) «Центр дистанционного образования РС (Я)», директор Слепцова Г. Е. (Адрес: 677008, г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, д. 47. Телефон/факс: (4112) 36-27 07, 402-300, 402-500, Адрес электронной почты: distobr@mail.ru).
  3.  ГКОУ РС (Я) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат”, директор Старостина М.Г. (Адрес: 677008, г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, д. 47 Телефон/факс: (4112) 368360, 368373).
  4. ГКОУ РС (Я) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида», директор Слепцов А. П. (Адрес: 677014, г.Якутск, ул. Кузьмина, д. 36 Телефон/факс: (4112) 233687 Адрес электронной почты:gluxoi08@mail.ru).
  5. ГБОУ ДО РС (Я) «Республиканский детский центр «Кэскил», директор Иванов С. В. (Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ломоносова 35, корпус 7 телефон: (4112) 340966, Факс: +7(4112) 325024 Cайт: http://www.sakhaedu.ru Адрес эл. почты: modod@mail.rumodod@sakhaedu.ru).

Научный руководитель: Габышева Феодосия Васильевна — доктор педагогических наук, заместитель Председателя Правительства РС (Я)

 

Цель исследования – разработка и апробация модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей с  использованием новых ресурсов и возможностей в сфере образования.

Задачи исследования:

  • анализ запросов на дополнительные образовательные услуги и состояния здоровья детей школьного возраста в республике по видам деятельности;
  • разработка нормативной правовой базы неформального (открытого) образования и социализации детей с  использованием новых ресурсов и возможностей в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления, сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
  • реализация модели неформального (открытого) образования и социализации детей, оказывающей  многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления;
  • мониторинг эффективности реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей и коррекция;
  • обобщение результатов в виде нормативных актов, распространение опыта по теме исследования.

Основная идея

Проблемы взаимодействия основного и дополнительного образования учащихся, открытости единого образовательного пространства, предоставления возможных условий развития личности в рамках «неформального (открытого) образования» может быть продуктивно и рационально  решена, прежде всего, на уровне создания сетевой (открытой) образовательной программы, которая  может представлять собой интеграцию основного и дополнительного образования, исходя из потребностей ребенка на основе его свободного выбора. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда интересы ребенка достаточно изменчивы и неформальное образование может сыграть совершенно особую роль в его развитии, предоставляя для этого достаточно широкие возможности.

Исходя из этого, основная идея настоящей программы заключается в том, что сетевая образовательная программа «неформального (открытого) образования» может являться в высокой степени вариативной, позволять наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка, организовать среду неформального (открытого) образования и социализации детей, оказывающей  многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления, способствующей реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и их социализации. При этом сетевая образовательная программа должна создаваться в процессе самой образовательной деятельности и являться открытой.

Фундаментальными элементами предлагаемой сетевой образовательной программы являются:

  1. Среда, разворачиваемая как вещно-предметная, информационная (знаково-символическая)  и личностно-социальная.
  2. Личность (как принципиальная способность выстраивать траекторию собственного движения в условиях открытой среды).
  3. Момент, определяющий условия взаимодействия социокультурной среды и личности, учитывающий возрастные психофизиологические особенности ребенка, ведущий вид деятельности, образовательные потребности личности, ее интересы, стремления, ее личный жизненный опыт.

И главная задача – довести до уровня нормы взаимодействие личности, среды и момента. В условиях «неформального (открытого) образования» этого можно добиться на основе построения сетевого образовательного плана открытого типа, который может стать необходимым условием реализации сетевой образовательной программы.

Сетевой образовательный план, реализующий образовательную программу «неформального (открытого) образования» должен:

  • ориентироваться на ведущие виды деятельности, формирующие компетенции школьников;
  • быть интегрированным и объединять  учебную и внеучебную деятельности;
  • основываться на выборе учащимися собственного вида деятельности и индивидуальной траектории их развития;
  • быть открытым и в зависимости от условий (потребностей и интересов, проблем и результатов, целей и задач участников образовательного процесса) иметь возможность меняться.

Обоснование значимости

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и внедрения новых технологий развитие модели современных образовательных учреждений, соответствующих целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивающей рост благосостояния страны,  и,  способствующей успешной социализации детей,  приобретает фундаментальное значение.  Важнейшим направлением в сфере образования становится выстраивание «кооперации» школ с Интернетом. Выход образования в «сеть» стал для большинства развитых стран фактом. Это требует как прямого участия образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так и использования системой образования и социализации имеющихся сетевых ресурсов.

Построение  эффективной  модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей, включая детей с особыми образовательными потребностями, позволит внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Успешная реализация сетевого проекта «Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей»,  позволит удовлетворить потребность детей и родителей в  многопрофильных услугах в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления; использовать новые ресурсы и возможности в сфере образования.

Таким образом, процесс развития среды неформального (открытого) образованияспособствующего успешной социализации детей, обусловлен требованием современного развивающегося общества и модернизацией системы образования.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Исходные теоретические положения

В построении  эффективной  модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей мы исходим из того, что неформальное (открытое) образование всегда основывается на сетевых принципах взаимодействия. В связи с этим, берем за основу построения данной модели теоретические предпосылки Ю.А.Конаржевского, А. И. Адамского, А.М.Цирульникова, А.М.Лобок, М.М. Чучкевич, С.В.Тарасовой и т.д. о сетевом планировании, сетевом взаимодействии и сетевом образовании.

По мнению Ю. А. Конаржевского «метод сетевого планирования позволяет: выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий;  видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; управлять выполнением плана по принципу «главного звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов; учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования; повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса».

М.М. Чучкевич выделяет пять основных характеристик сетевой организации:

  1.  Независимость членов сети. Члены организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности определять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.
  2. Множественность лидеров.  Лидер в сетевой организации – это любой человек или компания, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, естественно параллельно с реализацией его собственных целей.
  3. Объединяющая цель. Объединяющая цель в сетевой организации строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети.
  4. Добровольность связей. Сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.
  5. Множественность уровней взаимодействия. Взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми компаниями и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности во взаимодействии. В этой связи и возникает реальная множественность уровней взаимодействия, поскольку каждый член сети может взаимодействовать как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней, находящихся сколь угодно далеко или близко к корпоративному центру сети.

Применительно к сфере образования А. И. Адамский выделяет следующие характеристики «сетевого взаимодействия»:

  1. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие. Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент – «событие» предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего и инициируется событие. Причем событие инициируется персонами, заявляющими таким образом об актуальной потребности в решении этой задачи.
  2. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети.
  3. Образовательная сеть это совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

А.М.Цирульников отмечает следующие ключевые характеристики сетевого образования: образование не вертикальная, иерархически организованная система, а горизонтальная самоорганизующаяся сеть; в сети нет организаций и «организованностей» в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает общность, сообщество; узлы сети – не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы;  сеть строится не на похожести образовательных инициатив, а на возможности их вклада в разрешение определенной социокультурной проблемы («неключевые компетентности»); в сети несравнимо быстрее, чем в традиционной системе, распространяются инновации; сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития обычной массовой школы.

Рассматривая феномен сетевых образовательных программ для педагогов, С. В. Тарасов отмечает их особое значение в развитии  исследовательского потенциала и профессионализма. Образовательная сеть, по его мнению, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).

Таким образом, можно говорить, что сущностными характеристиками, присущими сетевому образованию могут служить: определенная степень свободы членов сети, достаточная для возможности определять приоритеты собственной образовательной деятельности, и нести ответственность за конечный результат; готовность к использованию образовательного ресурса сети для достижения собственных образовательных целей; добровольность обучения в сети с правом выбора образовательной программы, самостоятельным определением собственной траектории развития в сети; открытостью членов сети друг для друга, а также открытостью границ по отношению к внешней среде; преимущественной роли «горизонтальных» взаимодействий.

Т.е. в центре сетевого образования находится ребенок (участник сети) с его проблемами и интересами. Образовательный процесс в сети инициируется самим ребенком и ориентируется на удовлетворение его потребностей. Одним из главных условий организации сетевого образования является сетевое взаимодействие образовательных учреждений, где нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на образовательных потребностях каждого ребенка – участника сети. Образовательные учреждения, организующие образовательную сеть должны предоставить друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования в сети.

На основе данного заключения разработана модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей (см. рисунок 1).

Рисунок 1.

Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей

 

Согласно данной модели каждый ребенок, желающий заниматься самообразованием, имеющий собственную инициативу, каждый взрослый, предоставляющий свои образовательные услуги, становятся равноправными членами сети. Члены сети для разрешения определенной проблемы в сети формируют неформальные объединения. Проблема, вокруг которой объединяются члены сети, становится «узлом» сети. Количество «узлов» зависит от количества проблем, которые разрешаются в рамках сети. Каждый член, с одной стороны, вносит свою лепту в развитии сети, и с другой стороны, сам же развивается в диалоге с другими членами.

Этапы реализации проекта

Первый этап – организационный –  2012 -2013 гг.

  • анализ запросов на дополнительные образовательные услуги и состояния здоровья детей школьного возраста в республике по видам деятельности;
  • сопоставление образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого образования. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети;
  • организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций;
  • уточнение модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей;
  • разработка нормативной правовой базы неформального (открытого) образования и социализации детей с  использованием новых ресурсов и возможностей в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления, сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
  • разработка сетевой образовательной программы и сетевого плана на основе образовательных запросов и ориентированных на ведущие виды деятельности.

Второй этап – основной – 2013 – 2015 гг.

  • реализация модели неформального (открытого) образования и социализации детей, оказывающей  многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления;
  • реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в образовательных учреждениях, участвующих в сетевом образовании, использующих дистанционные образовательные технологии;
  • развитие  альтернативных форм  образования,   программ дистанционного образования одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в отдаленных (северных) районах;
  • развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих многопрофильные услуги населению в сельской местности, особенно в северных районах;
  • мониторинг и анализ  текущей деятельности по реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей и коррекция.

Третий этап – заключительный – 2015 г.

  • соотнесение результатов с поставленными целями по и реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей;
  • оценка эффективности использования ресурсов проекта «Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей»;
  • обобщение результатов в виде нормативных актов, методических рекомендаций;
  • распространение опыта по теме исследования, проведение научно-практической конференции и семинаров.

Содержание и методы деятельности

Реализация модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей состоит из пяти этапов (рис.2).

I этап. Создание организационных условий поиска участников образовательного процесса в сети:

– рекламная акция, объявление набора учащихся;

– проведение различных конкурсов социальных проектов, культурно-образовательных инициатив;

– организация поиска учащихся на базе центра круглогодичного отдыха и оздоровления детей;

– выявление интересов, проблем, потребностей ребенка;

– определение значимости сетевого образования для коллективов, групп, отдельных учащихся и их родителей.

II этап. Определение образовательных маршрутов учащихся:

– организация диалога специалистов (тьютеров, сетевых педагогов) и учащихся;

– уточнение интересов, проблем и потребностей учащихся и родителей, участников сетевого проекта и тех кого, так или иначе, может затронуть данный проект;

– определение возможных образовательных маршрутов учащихся.

III этап. Совместно с образовательными учреждениями, педагогами и специалистами (членами сети) разрабатываются образовательные программы и планы их реализации:

– проведение проблемных семинаров, консультаций и т.д.;

– разработка коллективных, групповых, индивидуальных образовательных программ и планов, объединяющих учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка, основывающихся на выборе учащимися собственного вида деятельности.

IV этап. Привлечение образовательных ресурсов сети:

– ГАУ ДО РС (Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»» – координация данного проекта, предоставление материально-технических, кадровых и образовательных ресурсов.

– ГКОУ РС (Я) «Центр дистанционного образования РС (Я)» – организация дистанционного образования, предоставление материально-технических, кадровых и образовательных ресурсов.

– ГКОУ РС (Я) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат” – предоставление кадровых и образовательных ресурсов.

– ГКОУ РС (Я) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида» – предоставление кадровых и образовательных ресурсов.

– ГБОУ ДО РС (Я) «Республиканский детский центр «Кэскил» – предоставление кадровых и образовательных ресурсов.

V этап. Реализация образовательных программ. Программа должна реализовываться по трем направлениям: социальное проектирование, очно-заочная школа, телешкола. В ходе реализации могут вноситься коррективы в образовательной программе и планах реализации.

Рисунок 2

Этапы реализации модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей

 

Таким образом, сетевая образовательная программа «неформального (открытого) образования» может являться в высокой степени вариативной, позволять наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка, организовать среду неформального (открытого) образования и социализации детей, оказывающей  многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления, способствующей реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и их социализации. Сетевой образовательный план, реализующий образовательную программу «неформального (открытого) образования» должен:

  • ориентироваться на ведущие виды деятельности, формирующие компетенции школьников;
  • быть интегрированным и объединять  учебную и внеучебную деятельности;
  • основываться на выборе учащимися собственного вида деятельности и индивидуальной траектории их развития;
  • быть открытым и в зависимости от условий (потребностей и интересов, проблем и результатов, целей и задач участников образовательного процесса) иметь возможность меняться.

 

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Первый этап – организационный –  2012 -2013 гг.

  • наличие аналитической справки запросов на дополнительные образовательные услуги и состояния здоровья детей школьного возраста в республике по видам деятельности за последние 3 года;
  • наличие ресурсов образовательных учреждений, участников сетевого образования, отвечающих образовательным потребностям;
  • доля педагогических кадров, освоивших сетевые образовательных методики и технологии;
  • наличие модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей;
  • разработанность нормативной правовой базы неформального (открытого) образования и социализации детей с  использованием новых ресурсов и возможностей в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления, сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
  • наличие сетевых образовательных программ и сетевых планов на основе образовательных запросов и ориентированных на ведущие виды деятельности.

Второй этап – основной – 2013 – 2015 гг.

  • функционирование модели неформального (открытого) образования и социализации детей, оказывающей  многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления;
  • доля детей в республике, обучающихся в сети;
  • доля детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в отдаленных (северных) районах республики, получающих альтернативные формы  образования, программы дистанционного образования;
  • участие образовательных учреждений в сети, обеспечивающих многопрофильные услуги населению в сельской местности, особенно в северных районах;
  • наличие мониторинга и анализа  текущей деятельности по реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей и коррекции.

Третий этап – заключительный – 2015 г.

  • соответствие результатов реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей с поставленными целями;
  • эффективность использования ресурсов проекта «Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей»;
  • наличие обобщенных результатов в виде нормативных актов, методических рекомендаций;
  • распространенность опыта по теме исследования, проведение научно-практической конференции и семинаров на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Необходимые условия организации работ

  1. Организационно-педагогические условия:
  • создание координационного совета из числа авторов (участников) проекта с целью общего руководства и координации инновационной деятельности по реализации проекта;
  • создание экспертно-аналитической группы из числа методистов и педагогов, представляющих образовательные учреждения – участников проекта;
  • создание мобильных «узлов» сети как групп инициативного действия по решению определенных проблем на всех этапах инновационного цикла;
  • формирование открытой информационной инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей коммуникативную и коммуникационную поддержку коллективного сотворчества субъектов инновационных процессов и их взаимодействия с внешней средой;
  • организация подготовки педагогических команд к продуктивной инновационной деятельности, обеспечивающей реализацию проекта;
  • определение траектории профессионального роста педагогов, участвующих в проекте и повышение их квалификации.
  1. Материально-технические и финансовые условия:
  • обеспечение участников сети базовыми рабочими местами;
  • дооснащение средствами информационных технологий образовательных учреждений, участников проекта;
  • финансирование проекта за счет федерального и регионального бюджета, внебюджетных средств.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  1. 1.     Управленческие средства

Общее руководство и контроль над реализацией проекта возлагается на координационный совет. Координационный совет организуется из числа авторов (участников) проекта. Основными функциями координационного совета являются:

  1. Организационная:
  • организация и координация взаимодействия образовательных учреждений, участников проекта;
  • организация и координация научных исследований и методических разработок по вопросам развития модели неформального (открытого) образования и социализации детей.
  1. Информационная:
  • обеспечение руководителей и педагогических работников актуальной управленческой и педагогической информацией по вопросам инновационной деятельности;
  • организация диагностики и анализа процессов, происходящих в сфере образования;
  • обеспечение системой мониторинга внедрением модели неформального (открытого) образования и социализации детей.
  1. Экспертно-консультативная:
  • консультирование по вопросам разработки авторских проектов и программ, диагностических методик, педагогических технологий и т.п.
  • организация экспертизы инновационной деятельности, проектов и сетевых образовательных программ.
  1. Научно-методическая:
  • содействие в разработке теоретических и методологических основ развития неформального (открытого) образования и социализации детей;
  • организация научной и методической помощи сетевым педагогам, общеобразовательным учреждениям, участникам сети.
  1. Финансовая:
  • принятие решений о финансировании проектов, развивающих модель неформального (открытого) образования и социализации детей;
  • формирование и управление Фондом развития модели неформального (открытого) образования и социализации детей.
  1. Контрольная:
  • осуществление контроля над использованием средств Фонда;
  • осуществление контроля над выполнением сетевых образовательных программ и планов.
  1. 2.     Научно-методические средства

Для эффективной реализации проекта создается экспертно-аналитическая группа из числа методистов и педагогов, представляющих образовательные учреждения – участников проекта. Основными функциями экспертно-аналитической группы являются:

  1. Организационная:
  • подготовка нормативной базы проведения анализа и экспертизы реализации проекта;
  • методическое обеспечение проведения экспертизы.
  1. Аналитико-информационная:
  • мониторинг и анализ реализации проекта;
  • обеспечение участников проекта информацией о результатах анализа.
  1. Экспертно-консультативная:
  • экспертиза культурно-образовательных инициатив, проектов, сетевых образовательных программ и планов.
  • консультирование по вопросам разработки авторских проектов и программ, диагностических методик, педагогических технологий и т.п.
  1. Научно-методическая:
  • проведение совместных научных исследований по вопросам экспертизы, диагностики и прогноза развития модели неформального (открытого) образования и социализации детей;
  • оказание научной и методической помощи участникам проекта.
  1. 3.     Психолого-педагогические средства

Для определения эффективности удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в отдаленных (северных) районах республики, получающих альтернативные формы  образования, программы дистанционного образования в сети создается социально-психологическая служба.

Основными функциями являются:

  • выявление интересов, проблем, потребностей ребенка;
  • определение значимости сетевого образования для коллективов, групп, отдельных учащихся и их родителей;
  • мониторинг удовлетворенности участников сети образовательными программами и их реализацией.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок

по теме проекта (программы)

  1. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.
  2. Конаржевский Ю.А.  Менеджмент  и  внутришкольное управление. – М., 2000.
  3. Новиков А.Е. Сетевая информационная технология как средство гражданского образования старшеклассников. М.: АППКиРО, 2008.
  4. Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998.
  5. Цирульников А.М.. Образовательная сеть вместе с управленческой вертикалью. В кн. «Российское образование. Сетевой подход». С-Пб., 2003.
  6. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Мероприятия

Сроки реализации

Конечная продукция

I этап2012 -2013 гг Анализ запросов на дополнительные образовательные услуги и состояния здоровья детей школьного возраста в республике по видам деятельности Сентябрь – декабрь 2012 г. аналитическая справка запросов на дополнительные образовательные услуги и состояния здоровья детей школьного возраста в республике за последние 3 года
Сопоставление образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого образования. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети Декабрь 2012 г. – Январь2013 г. Кадровые, материально-технические, информационно-технологические, образовательные ресурсы учреждений, участников проекта
Организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций Сентябрь 2012 г. – сентябрь 2013 г. 100% педагогических кадров, освоивших сетевые образовательных методики и технологии
Уточнение модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей Январь 2013 г. Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей
Разработка нормативной правовой базы неформального (открытого) образования и социализации детей с  использованием новых ресурсов и возможностей в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления, сетевого взаимодействия образовательных учреждений Сентябрь – декабрь 2012 г. Положение о сетевом дистанционном образовании, нормативы и механизмы финансирования сетевого дистанционного образования
Разработка сетевой образовательной программы и сетевого плана на основе образовательных запросов и ориентированных на ведущие виды деятельности Январь – февраль 2013 г. Сетевые образовательные программы и сетевые планы
II этап2013 – 2015 гг. Начало реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей, оказывающей  многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления Январь – февраль 2013 г. Функционирование модели неформального (открытого) образования и социализации детей
Реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в образовательных учреждениях, участвующих в сетевом образовании, использующих дистанционные образовательные технологии Январь 2013 г. – июнь 2015 г. Сетевые образовательные программы, планы, электронные УМК
Развитие  альтернативных форм  образования,   программ дистанционного образования одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в отдаленных (северных) районах Январь 2013 г. – июнь 2015 г. 25% охват одаренных детей;100% охват детей с ограниченными возможностями здоровья;10% охват детей, проживающих в отдаленных (северных) районах
Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих многопрофильные услуги населению в сельской местности, особенно в северных районах Сентябрь 2012 г. – июнь 2015 г. Договора с образовательными учреждениями, обеспечивающими многопрофильные услуги в дистанционном режиме
Мониторинг и анализ  текущей деятельности по реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей и коррекция Январь 2013 г. – июнь 2015 г. Результаты мониторинга и анализа  текущей деятельности по реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей и коррекции в виде аналитических справок
III этап2015 г. Соотнесение результатов с поставленными целями по реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей Май – август 2015 г. Аналитическая справка соответствия результатов реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей с поставленными целями
оценка эффективности использования ресурсов проекта «Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей» Август 2015 г. Публичный отчет использования ресурсов проекта «Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей»
обобщение результатов в виде нормативных актов, методических рекомендаций; Август 2015 г. Пакет нормативных актов функционирования модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей, методические рекомендации реализации данной модели
распространение опыта по теме исследования, проведение научно-практической конференции и семинаров Август – декабрь 2015 г. научно-практической конференции и семинары на муниципальном, региональном и федеральном уровнях,публикации в СМИ

 

Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования

  1. Конвенция о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
  2. Статьи 43 и 44 Конституции Российской Федерации.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1.
  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ.
  5. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
    от 9 октября1992 г. № 3612-I.
  6. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995г.
  7. Закон о кочевых школах Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2008г.
  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  9. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233.
  10. Мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации программы приоритетного национального проекта «Образование».
  11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. №АФ 150/06 о развитии интеграционных (доступных) и инклюзивных (включающих) форм в образовании.
  12. 12.                       Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005, № 137 об использовании дистанционных образовательных технологий.
  13. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 01 марта 2005 г. № 63 о порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий.
  14. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 июля 2001 г. № 505.

 

 

Предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы)

 

  1. Нормативы и механизмы финансирования сетевого дистанционного образования.

Решение органа самоуправления образовательного учреждения на участие в реализации проекта (программы)

Решение на участие в реализации проекта было принято авторами данного проекта 19 июля 2012 г. и подтверждено соглашением, подписанным сторонами 28 августа 2012 г. в г. Якутске.

СОГЛАШЕНИЕ _________

о сотрудничестве и совместной деятельности

г. Якутск                                                                     28 августа 2012  г.

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»», именуемый в дальнейшем «Сосновый бор», в лице директора Ивановой Яны Николаевны, действующего на основании Устава, с одной стороны, государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр дистанционного образования РС (Я)», именуемый в дальнейшем «ЦДО», в лице директора Слепцовой Галины Егоровны, действующего на основании Устава, с другой стороны, Государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат”, именуемый в дальнейшем «Школа-интернат», в лице директора Старостиной Марии Гаврильевны, действующего на основании Устава, с другой стороны, государственное казенное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида», именуемый в дальнейшем «РКШИ I вида» в лице директора Слепцова Артема Пантелеймоновича, действующего на основании Устава, с другой стороны, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Республиканский детский центр «Кэскил», именуемый в дальнейшем «Кэскил», в лице директора Иванова Семена Викторовича, с другой стороны заключили СОГЛАШЕНИЕ о нижеследующем:

  1. 1.            ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

1.1.    В целях разработки и апробации модели среды неформального (открытого) образования и социализации детей с  использованием новых ресурсов и возможностей в сфере образования Стороны договорились предоставлять друг другу помощь в виде образовательных услуг и технологий, участвовать в совместных практических проектах и других видах совместной деятельности, не противоречащих законодательству.

1.2.    Стороны осуществляют совместную деятельность в рамках реализации экспериментальной программы «Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей».

1.3.    Стороны проводят совместный анализ запросов на дополнительные образовательные услуги и состояния здоровья детей школьного возраста в республике по видам деятельности; разрабатывают нормативно-правовую базу неформального (открытого) образования и социализации детей.

1.4.    Стороны реализуют модель неформального (открытого) образования и социализации детей, оказывающей  многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, круглогодичного отдыха и оздоровления.

1.5.    Стороны занимаются мониторингом, коррекцией и обобщением реализации модели неформального (открытого) образования и социализации детей.

1.6.    Для эффективной реализации экспериментальной программы «Модель среды неформального (открытого) образования и социализации детей» стороны создают Координационный Совет из числа представителей сторон.

  1. 2.            ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1.    Стороны обязуются не разглашать конфиденциальные сведения, которые стали известны в ходе совместной деятельности.

2.2.    Стороны оказывают друг другу помощь в охране исключительных прав и их защите в условиях конкуренции рынка.

2.3.      Стороны обязуются рекламировать деятельность друг друга, и обеспечивать необходимыми ресурсами в форме и объемах, согласованных друг с другом.

2.4.     Стороны обязуются передавать друг другу всю информацию и все материалы, необходимые для реализации Предмета Соглашения.

  1. 3.            ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

3.1.    Настоящее Соглашение является предпосылкой для заключения, в случае, если стороны сочтут это необходимым, конкретных договоров.

3.2.    Все расчеты между Сторонами осуществляются за конкретно выполняемые работы и взаимные услуги в порядке, установленном соответствующим законодательством.

  1. 4.            СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ

4.1.    Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания всеми Сторонами и действительно по30 декабря 2015 года.

4.2.    При наступлении обстоятельства невозможности полного или частичного исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему Соглашению, не зависящих от Сторон обстоятельств, срок исполнения обязательств сдвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.

4.3.     Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Соглашению, должна о наступлении и прекращении обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств, извещать другую Сторону в срок не позднее двух недель.

4.4.    Соглашение может быть расторгнуто с письменного уведомления и прекращает свое действие по истечении двух месяцев со дня направления другим Сторонам уведомления о прекращении Соглашения. В таком случае условия расторжения Соглашения определяются по взаимному согласию Сторон.

  1. 5.            ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1.    Споры и разногласия, касающиеся настоящего Соглашения, решаются переговорами или в установленном законодательством порядке.

5.2.    Все изменения и дополнения действительны только в том случае, если они сделаны в письменном виде и подписаны уполномоченными на то лицами всех сторон.

5.3.    Соглашение составлено в четырех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого участника настоящего Соглашения.

  1. 6.            ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

 

  1. ГАУ ДО РС (Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»», 677008, г. Якутск, Сергеляхское шоссе 12 км. Тел/факс: (4112) 368928, 368264. Адрес эл. почты: vita1_50@mail.ru)

Директор:                     п/п                       Иванова Я. Н.

  1. ГКОУ РС (Я) «Центр дистанционного образования РС (Я)», 677008, г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, д. 47. Телефон/факс: (4112) 36-27 07, 402-300, 402-500, Адрес электронной почты: distobr@mail.ru

Директор:                     п/п                       Слепцова Г. Е.

  1. ГКОУ РС (Я) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат”, 677008, г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км, д. 47 Телефон/факс: (4112) 368360, 368373.

Директор:                     п/п                       Старостина М.Г.

  1. ГКОУ РС (Я) “Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида», 677014, г.Якутск, ул. Кузьмина, д. 36 Телефон/факс: (4112) 233687 Адрес электронной почты:gluxoi08@mail.ru)

Директор:                     п/п                       Слепцов А. П.

  1. ГБОУ ДО РС (Я) «Республиканский детский центр «Кэскил», 677000, г. Якутск, ул. Ломоносова 35, корпус 7. Телефон: (4112) 340966, факс: +7(4112) 325024 Cайт: http://www.sakhaedu.ru Адрес эл. почты: modod@mail.rumodod@sakhaedu.ru

Директор:                     п/п                       Иванов С. В.

 

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области образования (при необходимости)

В результате внедрения данного проекта будут определены оптимальная модель  среды неформального (открытого) образования и социализации детей, механизмы реализации модели, методические рекомендации организации неформального (открытого) образования и социализации детей, разработан пакет нормативных документов, необходимых для создания и проведения сетевого образования.

Внедрение в массовую практику данного опыта может быть осуществлено через проведение научно-практических конференций, семинаров, курсов повышения квалификации и распространение данного опыта через средства массовой информации, принятия на федеральном уровне закона о сетевом дистанционном образовании, положений о сетевом дистанционном образовании, нормативов и механизмов финансирования сетевого дистанционного образования.

 

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения

Результатом реализации данного проекта станет устойчиво функционирующая и саморазвивающаяся система неформального (открытого) образования и социализации детей. В данный проект могут включиться все образовательные учреждения, отдаленные от центра, где не хватает специалистов, и нет возможности предоставления качественного образования. Количество, желающих обучаться дистанционно растет каждым годом, и информационные технологии становятся доступными для всех. В связи с этим, данный проект имеет перспективу устойчивого развития.

Яндекс.Метрика
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять